Базовое судно Плавучего университета «Профессор Молчанов»

Ученые прочитали 15 лекций, которые могли слушать и смотреть все желающие

Арктический плавучий университет-2020 (АПУ-2020), прошедший в формате онлайн, завершился в Северном Арктическом федеральном университете (САФУ, Архангельск). Как рассказал ТАСС директор Арктического центра САФУ Александр Сабуров, из-за пандемии новой коронавирусной инфекции экспедицию в Арктику пришлось перенести на следующий год, а АПУ-2020 прошел в виде лектория в сети интернет.

Арктический плавучий университет — совместный проект САФУ и Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Северное УГМС). Экспедиции в Арктику с участием студентов и ученых российских и зарубежных вузов проходят с 2012 года. В ходе рейсов студенты получают практические навыки работы в высоких широтах, исследователи читают для них лекции по своим направлениям.

«Мы в течение года вели работу по организации экспедиции, она должна была состояться в конце июля и посетить северную оконечность архипелага Новая Земля и Землю Франца-Иосифа. Но ситуация с коронавирусом развивалась так, что проведение международной экспедиции оказалось невозможным. Поэтому мы приняли решение в этом году провести Арктический плавучий университет в онлайн-формате. В течение месяца были организованы лекции от наших участников и партнеров плавучего университета, где они рассказывали о тех аспектах развития Арктики, в которых они являются специалистами», — рассказал Сабуров.

Всего ученые прочитали 15 лекций, которые могли слушать и смотреть все желающие. Лекторами в основном были участники экспедиций плавучего университета разных лет, а слушателями — студенты российских вузов, которые учатся по направлениям, связанным с Арктикой. Кроме лекций, был организован виртуальный класс, где участники могли пройти тесты и выполнить задания по разным направлениям. Всего обучение прошли более 100 человек из России, Белоруссии, Таджикистана, Туркмении, США и Финляндии. «Все участники онлайн-лектория, которые выполнили задания, будут награждены сертификатами, а тем, кто справился лучше всех, мы планируем вручить ценные призы», — отметил собеседник агентства.

Лекции проходили на Youtube-канале АПУ в прямом эфире, слушатели могли задавать вопросы исследователям. Все записи сохранены на канале, и у них, несмотря на достаточно узкоспециализированные темы, уже более 1 300 просмотров. Тематика занятий охватила разнообразные аспекты развития Арктического региона: профессор СПбГУ Александр Сергунин познакомил участников с перспективами международного сотрудничества в Арктике, Виктор Меркулов из Арктического и Антарктического НИИ рассказал об особенностях арктической океанографии, проректор САФУ по международному сотрудничеству Константин Зайков, который был руководителем нескольких экспедиций АПУ, выступил с лекцией о российской политике в Арктике и о том, какой интерес проявляют к региону неарктические государства.

Отдельный блок был посвящен климатическим изменениям в полярных широтах: в целом о том, какие процессы происходят и как на изменения климата реагируют птицы региона и беспозвоночные Баренцева моря. Отдельно была выделена тема коренных малочисленных народов Севера. Например, Мария Тысячнюк из Висконсинского университета в Мэдисоне (США) провела большие сравнительные исследования по экономике и отношениях с нефтяными компаниями коренных народов севера в России и на Аляске. В образовательную программу включили и художественный блок. «Состоялась очень интересная лекция от Марии Титовой из музея освоения Арктики об арктических экспедициях художника Александра Борисова», — добавил Сабуров.

Как отметила ТАСС заведующая кафедрой географии и гидрометеорологии САФУ Людмила Драчкова, нередко студенты, которые получают арктическую специальность, плохо знакомы со спецификой региона, где планируют работать. «Они зачастую не знают ни о географии Арктики, ни об изменениях климата, ни о природно-ресурсном потенциале. Они знают только свою узкую специальность. Особенности региона, в котором им предстоит работать, они не знают, — сказала собеседница агентства. — И даже в рамках плавучего университета были случаи, когда ребята понимали уже на судне, что это не их».

По словам Драчковой, образовательная программа — важная часть работы в экспедициях плавучего университета: студенты слушают лекции во время морских переходов и в перерывах между высадками и полевой работой. «Еще нам нужно показать, какие исследования в данном регионе перспективны, какие направления сейчас активно поддерживаются. И дать понять будущим участникам плавучего университета и вообще будущим работникам арктического региона, в каком направлении им стоит двигать свою научную мысль», — добавила она.

Для проведения занятий пригласили также специалистов-практиков из Севгидромета и национального парка «Русская Арктика». «Например, заместитель директора нацпарка Андрей Кунников рассказал о развитии туризма в Арктике, — пояснил Сабуров. — Если бы экспедиция состоялась, он бы рассказывал об этом в точке, куда бы мы пришли — в бухте Тихой на Земле Франца-Иосифа».

Обычно в ходе рейсов лекции проходят на английском языке, но в этом году занятия были ориентированы в основном на русскоязычную аудиторию, поэтому традицию пришлось нарушить. В планах организаторов развитие онлайн-лектория и запись тех лекций, которые ученые будут читать на борту судна «Профессор Молчанов». Но их, скорее всего, придется записывать отдельно, потому что на корабле постоянно шумит двигатель, а лекции проходят даже во время шторма. «Лектору и слушателям нередко приходится держаться за что-то, чтобы остаться на месте», — сказал собеседник агентства.

Программу АПУ-2020 организаторы решили перенести на 2021 год. Планируется пройти тем же маршрутом: на мыс Желания на севере Новой Земли и по островам Земли Франца-Иосифа. Планируется, что экспедиция будет проходить в июле. Те участники, которые уже были отобраны для рейса в 2020 году, получат приоритет при формировании экспедиции следующего года. «В первую очередь мы предложим тем исследователям и обучающимся, которые уже прошли отбор, снова принять участие в экспедиции. Если по какой-то причине будут освобождаться места, мы объявим новый конкурс, но прежде всего мы будем проводить его среди тех, кто подал заявки в прошлом году, показал достойный результат, но не смог пройти отбор», — пояснил Сабуров.

В этом году планировалось, что в экспедиции примут участие исследователи и студенты из Швейцарии, Исландии, Китая, Дании, Великобритании, Южной Кореи и Сингапура. Как сказал собеседник агентства, большинство из них заинтересованы пойти в рейс в 2021 году. Участие зарубежных партнеров будет обсуждаться осенью, когда ситуация с пандемией коронавирусной инфекции станет более понятной.

В САФУ в настоящее время продолжаются исследования материалов, полученных в ходе предыдущих экспедиций АПУ. Университетский Центр коллективного пользования научным оборудованием «Арктика» проводит комплексные работы по изучению загрязнения арктического региона. «Коллеги из ЦКП «Арктика» делают акцент не на традиционных, уже известных загрязнителях, например, тяжелых металлах, а на новых веществах, которые можно на оборудовании распознать. Таких веществ достаточно много, и это продолжительные исследования», — добавил Сабуров.

От smirnova

Добавить комментарий

Translate » Перевод