В Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 19 июня в режиме видеоконференцсвязи состоялось совещание постоянного комитета парламента Якутии по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики на тему «Целевое поступление и подготовка кадров в высших и средних специальных учебных заведениях выпускников школ 2020 года Арктических улусов РС (Я)».

Мероприятие провела председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елена Голомарева.

В совещании также приняли участие вице-спикер парламента Якутии Виктор Губарев, председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Феодосия Габышева, заместитель председателя правительства Якутии Денис Белозеров, ректор СВФУ Анатолий Николаев, ректор Арктического государственного агротехнологического университета Иван Слепцов, представители министерств и ведомств, республиканских учебных заведений, муниципальных органов власти арктических районов РС (Я), приглашенные.

Елена Голомарева в своем вступительном слове акцентировала внимание на том, чтобы в региональных вузах были выделены целевые места, предназначенные для представителей коренных малочисленных народов, чтобы поднять их образовательный уровень для дальнейшего развития.

Основным докладчиком выступил министр образования и науки РС (Я) Михаил Сивцев.

Министр подчеркнул, что в республике особое внимание уделяется образованию, развитию человеческого капитала, воспитанию нового человека. Он отметил необходимость создания равных условий для детей, в том числе для получения образования, поступления в вузы, развития потенциала.

Михаил Сивцев сказал, что на основе анализа ситуации с образованием в 13 арктических района Якутска, можно отметить его неудовлетворительное состояние на сегодняшний день.

Руководитель ведомства рассказал о механизмах приема в учебные заведения. Михаил Сивцев заявил о готовности министерства по дальнейшей проработке вопроса квотирования целевых мест в учебных заведения для представителей КМНС.

По представленной министерством информации, численность выпускников школ арктических районов Якутии в 2019 году составила 609 человек, из них по целевому обучению поступили на учебу 4% от всех выпускников: 19 человек – в вузы РС (Я), 5 человек – в центральные вузы России.

С 18 по 25 мая 2020 г. Министерством образования и науки РС(Я) проведена XV Республиканская предметная олимпиада вузов Российской Федерации в Республике Саха (Якутия) «Учись работать в Якутии!».  Олимпиада проводилась в дистанционной форме во всех районах республики.

В этом году общее количество участников олимпиады составило 1653 человека, что на 203 человека больше, чем в прошлом 2019 году, когда количество участников олимпиады составляло 1450 человек. 

Итоги проведенной олимпиады выявляет методическая комиссия, состоящая из представителей вузов Российской Федерации. Зачисление победителей олимпиады на целевые места проводится по результатам вступительных испытаний вузов

В 2020 году в олимпиаде приняли участие из арктических районов РС (Я) всего 128 человек, ведется обработка результатов. В 2019 году в данной олимпиаде приняли участие 79 школьников из арктических районов республики, из них победителями стали 32 участника, на целевое обучение поступили 12 человек.

Министерством с 23 мая на регулярной основе проводится работа по информированию абитуриентов, поступающих в образовательные организации высшего образования: акции «Час абитуриента», «ИнфоВУЗ» и «Эффективное лето абитуриента» в формате онлайн-встреч. В рамках онлайн-встречи абитуриенты могут получить полную информацию о высокорейтинговых вузах страны, об условиях и требованиях к поступлению в тот или иной вуз, как проходит обучение, какие перспективы ожидают выпускника, особенности приема в сложившихся условиях пандемии коронавируса, а также получить консультации по разным предметам ЕГЭ. Вебинары проводятся с помощью сервиса конференц-связи на платформе Zoom, общая продолжительность одного вебинара – от 60 до 100 минут.

Было отмечено, что планирование указанных мероприятий с ведущими вузами страны будет продолжено вплоть до начала сдачи ЕГЭ.

По информации министерства, в 2020 году в 13 арктических районах Республики Саха (Якутия) планируется открытие 44 пунктов проведения экзаменов. Количество выпускников – 460, из них по предварительным данным ЕГЭ планируют сдавать 363 выпускника.

В системе общего образования по данным на 20 сентября 2019 года обучается 147 624 учащихся, количество учащихся, проживающих в Арктической зоне– 10 350 учеников.

Среди основных проблем обеспечения качественного образования в Арктических районах было выделено: наличие аварийных и ветхих зданий школ, детских садов; наличие школ и  детских садов, не имеющих удобств; низкую скорость сети Интернет, не позволяющую организовать образовательный процесс всего в 71 школе (74%); недостаток педагогических кадров; недостаточное финансовое обеспечение разработки и издания учебных пособий по родным языкам и литературам народов РС (Я).

Численность педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми в арктических районах, составляет 821 человек, или от общего объема 10,4% (7857 чел. по республике). Высшее образование имеют только 36,2% от 821 педагогических работников.

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) ежегодно разрабатывает и корректирует прогноз отраслевой кадровой потребности с перспективой на 10 лет.

По состоянию на 1 февраля 2019 года, на 2019-2020 учебный год муниципальными образовательными организациями в целом по Республике Саха (Якутия) заявлены 860 педагогических вакансий, в том числе по 13 арктическим улусам – 192 вакансий, что составляет 22,3% от всей численности. Сравнительно, в 2018 году арктическими улусами заявлены 147 вакансий, или 18,2%; в 2017 году – 212 вакансий (24,8%).

В 2019 году 85 выпускников трудоустроены в 13 арктических улусах. Министерством образования и науки РС (Я) молодым специалистам, прибывшим на работу в образовательные учреждения по договору, производятся выплаты проездных расходов и провоз багажа до места назначения, единовременное пособие в размере месячного должностного оклада при подтверждении явки молодого специалиста на работу. На эти цели направлено 3 млн 859 тысяч 319,20 руб. Всего социальными мерами поддержки воспользовались 354 выпускников.

Министр по развитию Арктики и делам народов Севера РС (Я) Владимир Черноградский рассказал о разработке проекта «Учитель Арктики», направленного на повышение качества образования в арктических районах, привлечению педагогических кадров. В рамках данного проекта будут подписаны Соглашения о сотрудничестве между муниципальными образованиями, находящихся в Арктической зоне РС (Я); разрабатываются государственные меры поддержки педагогов по выплате проездных и подъемных расходов, предоставления единовременной социальной выплаты учителям общеобразовательных организаций для улучшения жилищных условий.

В результате реализации проекта «Учитель Арктики» ожидается увеличение доли выпускников образовательных организаций, расположенных в арктических улусах РС(Я), поступивших в организации среднего профессионального организации и  высшего образования; снижение доли выпускников образовательных организаций, не получивших аттестат об основном общем и среднем общем образовании; увеличение количества призеров и победителей, международных, российских, республиканских олимпиад, конференций, чтений, конкурсов, обучающихся в общеобразовательных организациях, расположенных в арктических улусах РС (Я).

Первый заместитель министра образования и науки РС (Я) Михаил Присяжный рассказал о работе, проводимой в части подготовки кадров с ориентацией на потребность в специалистах, существующую в Арктической зоне РС (Я).

Он сообщил, что в этом году план приема в учебные заведения республики более чем на 60% зарезервирован на свободные вакансии, существующие в Арктике, в том числе на медицинские и педагогические специальности.

Михаил Присяжный подчеркнул, что республика продолжает ставить вопрос о стипендиальной поддержке в период обучения в вузах студентов из числа коренных малочисленных народов Севера.

Он проинформировал, что было получено письмо от Минобрнауки РФ о принятии предложения республиканского министерства для закрепления квоты приема представителей КМНС. Первый замминистра добавил, что для представителей КМНС с перечислением мест дальнейшего трудоустройства были выделены целевые места на 21 человека.

Народный депутат Феодосия Габышева обратила внимание на существовавшую ранее практику организации подготовительных курсов при вузах. Она подчеркнула, что дети, проживающие в труднодоступных населенных пунктах, находятся на сегодняшний день в неравных условиях. Парламентарий отметила, что с целью преодоления данной проблемы создается Международная Арктическая школа, где будут готовить специализированных кадров для развития арктических территорий.

Вице-спикер парламента Якутии Виктор Губарев отметил, что в этом году Арктика получит новое дыхание – будут приняты на федеральном уровне Стратегия развития Арктической зоны РФ и закон о поддержке предпринимательской деятельности в российской Арктике. В связи с этим, он подчеркнул необходимость в течение 5 лет совершения прорыва в сфере подготовки кадров.

Виктор Николаевич высказался о необходимости помощи в адаптации первокурсников из числа КМНС в вузах. Он отметил, что должна быть налажена хорошая работа в самих арктических районах для усиления подготовки с начальных классов.

Заместитель председателя Правительства Якутии Денис Белозеров в своем выступлении заострил внимание на существующей проблеме в Арктике нехватки педагогических кадров. Он подчеркнул необходимость комплексного подхода к развитию образования в Арктике.

Также выступили представители учебных заведений республики, общественных организаций, приглашенные.

«От нашей молодежи, от их образовательной подготовки зависит будущее нашей республики и всей Арктики. Нас ждут большие перемены в государственном подходе по развитию Арктической зоны РФ. Поэтому мы должны найти нестандартные, очень близкие, подходящие населению решения для искоренения существующих проблем», – резюмировала руководитель профильного комитета Елена Голомарева.

Пресс-служба Ил Тумэна

От smirnova

Добавить комментарий

Translate » Перевод