Мы уже писали о таком небольшом народе, как чатские татары. Народ, отнесение, которого к числу КМН, остается под вопросом, но он является неотъемлемой частью этнического портрета Западной Сибири

В Колыванском районе Новосибирской области на берегу Оби уже несколько веков стоит деревня Юрт-Ора. В ней живут чатские татары, или чаты — один из коренных малочисленных народов Сибири. Юрт-орцы очень любят свою историю и гордятся своей идентичностью, поэтому трепетно относятся ко всему, что отражает их самобытность, ценности и роль в исторических процессах страны, сообщает новосибирский портал «НДН.инфо«

Известно, что чаты появились в Сибири еще в VIII веке нашей эры. Они пережили правление хана Кучума, покорение Сибири Ермаком, революцию, распад Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны из деревни на фронт ушли 63 человека. Из них 25 погибли и 20 получили ранения. В их честь в центре села установили памятный обелиск.
В этом году перед Днем Победы рядом с ним появился еще один мемориальный объект — фронтовая панорама. Для ее создания автору проекта Навилю Шагабутдинову, имаму местной мечети, пришлось на несколько месяцев с головой погрузиться в архивы. Эта работа дала неожиданные плоды и открыла неизвестные факты и о деревне, и о ее некоторых жителях.

В Юрт-Оре проживает несколько сотен человек. Жители села преимущественно чаты. Молодежи здесь осталось мало. Молодое поколение старается переехать туда, где есть перспективная работа и возможность обеспечить себе хороший уровень жизни. Оставшиеся жители стараются сделать для родного села как можно больше, чтобы оно развивалось и процветало.
Так, в Юрт-Оре появилась усадьба чатского татарина — это образец исторического жилища чатов с примерной реконструкцией народного быта. Также селяне собрали деньги на воссоздание мечети.
Все это удалось сделать благодаря их энергичному имаму. Навиль Шагабутдинов в прошлом — военный, а сейчас — духовный лидер и общественный деятель. Фронтовую панораму — мемориальную доску с подробным описанием боевого пути ушедших на фронт юрт-орцев — создавал около четырех месяцев.

Панорама представляет собой стенд длиной 10 метров и высотой 1,5 метра. На нем уместилось 67 портретов фронтовиков. О некоторых из них Шагабутдинов узнал впервые, когда собирал информацию в архивах.

«На фронт уходило 63 человека, но в ходе работы нашел еще четверых, которые родились в нашей деревне, а призвались из соседней. Их нет на обелиске», — сказал автор проекта.
Практически у каждого героя панорамы есть фото и его подробная история: когда был призван на фронт, в каких войсках и в какой местности воевал, чем отличился в бою, где был убит и похоронен или же, наоборот, вернулся живым и невредимым.

Факты о земляках приведены в виде карт с мест сражений, выписок из документов, наградных листов, писем, «похоронок». Все это Навиль Хасанович по крупицам собирал в архивах, в том числе электронных, таких как «Мемориал», «Память народа» и «Подвиг народа».
Поиск информации – самая трудоемкая часть работы. В этом Шагабутдинову помогали односельчане.
«Просматривал архивы военкоматов, опрашивал стариков, которые знают, кто родился у нас и проживал в других местах, сайты «Подвиг народа» и «Память народа». Работать было тяжело, потому что татарские фамилии и многих как русских записали. У меня отец Шагабутдинов Хасан Давлетович, а он записан в военном билете как Александр Яковлевич. Много ошибок сделано», — добавил имам.

Сверстать макет Шагабутдинову помогла дочь. Ему придали вид киноленты, где каждый кадр — кусок военной хроники на примере историй бойцов из Юрт-Оры.
«Не у всех данные одинаковые. У кого-то три награды, у кого-то одна. А кого-то вообще в архивах не нашел, просто обозначил фотографией и годами жизни. У нас были кавалеристы, мостоукладчики, аптекарь, за отвагу награжден. Один авиамеханик, у него три награды, 9 и 10 мая воевал в Праге», — вспомнил собеседник.
Само изготовление стенда и монтаж конструкции заняли несколько дней. Это обошлось в 100 тысяч рублей. Расходы покрыл грант от министерства региональной политики Новосибирской области. Работы закончили аккурат к 9 Мая. Только сделать торжественное открытие, как это задумывалось изначально, не получилось — из-за угрозы распространения коронавируса проводить массовые мероприятия в регионе запретили.
Панорама — это своеобразная база данных об участниках войны из Юрт-Оры. Казалось бы, в эпоху интернета всю эту информацию можно в любой момент открыть с телефона и узнать все о своих предках. Но этот проект — больше, чем сухие цифры и факты. 67 ушедших на фронт юрт-орцев там — в электронных базах данных — одни из миллионов, кого кровавая машина под названием «война» затягивала без разбора, не взирая на пол и возраст.
А здесь они — герои, и ими гордятся. Практически у каждого жителя ежедневный маршрут по своим делам пролегает через центр деревни, мимо обелиска и фронтовой панорамы. Обязательно кто-нибудь останавливается и рассматривает фотографии, вспоминает или узнает новое о юрт-орских фронтовиках.
«Люди говорят «спасибо», с интересом разглядывают… Через 20-30 лет внуки и правнуки смогут это увидеть. Конструкция крепкая, лет на 10 – 15 точно хватит. Но если что, заменим потом на новую», — говорит о будущем фронтовой панорамы имам.
В планах украсить это место голубыми елями и цветником. Также Навиль Шагабутдинов планирует обустроить рядом с панорамой смотровую площадку со скамейками, чтобы можно было посидеть и помолчать у мемориала.
Справка.
Деревня Юрт-Ора расположена на территории древнего городища, который является археологическим памятником. Поселение возникло до прихода русских на эти земли в XVI веке, но когда точно появилось — неизвестно.
Во второй половине XVI века жители были подданными хана Кучума и приняли ислам. После завоевания Сибирского ханства русскими чаты приняли подданство царю, но сохранили свою религию. Через деревню пролегал Московско-Сибирский тракт в XVIII – XIX веках.
По данным переписи 1894 года, Юрт-Ора относилась к Мало-Корюковской инородной управе Томского уезда. В деревне проживали 180 чатских татар (из них три грамотных человека), девять переселенцев и 17 разночинцев.
Селяне на протяжении веков занимаясь извозом на лошадях, рыбной ловлей, собиранием дикоросов, охотой, скотоводством и хлебопашеством. Чатский-Орский говор на сегодняшний день сохранили 250 человек.

От smirnova

Добавить комментарий

Translate » Перевод