Делегация Ассоциации коренных малочисленных народов во главе с руководителем — Григорием Ледковым работает на территории Ненецкого Автономного Округа.

В графике работы делегации — два основных мероприятия — правовой семинар, посвященный вопросам защиты интересов общин, а также поездка группы ненецких старейшин и лидеров во главе с депутатом Григорием Ледковым на остров Вайгач, являющийся священным для ненцев, но ставший, в последнее время, территорией выяснения отношений между организациями по защите животных и общинами ненецкого народа.

Поездку на остров с целью поддержки живущих там ненцев и посещения священных мест своего народа депутат Ледков запланировал давно. К святыням он направился вместе с руководителем Ассоциации «Ясавэй» Юрием Хатанзейским, старейшинами и лидерами организаций коренных народов других регионов.

Участник поездки написал в своем блоге: «Говорят, Боги всячески препятствуют визитам нежеланных гостей. Если верить этому утверждению, нам были рады на Священном острове. Погода выдалась удивительно благоприятной. Обряд поклонения прошел ярко и вдохновляюще!»

Более тысячи лет Вайгач был священным местом для ненецкого народа и племён, населявших Европейский Север.

Скандинавские поэты-скальды называли остров Вайгач и Югорию одним именем – Иотунгейма и считали населённым магами и чародеями. «Хэбидя Я» называли его ненцы, а поморы упрощенно – Хабидея.

Вайгач издавна считался у ненцев жилищем их богов. Английский мореплаватель Бурро, посетивший в 1556 году остров Вайгач, видел на его северной оконечности четыреста двадцать идолов, сгруппированных вокруг большого истукана “Весако” с семью лицами. В 1594 году голландец Най вновь видел “мыс идолов”, который получил от русских название “Болванский нос”. Мореплаватель штурман Иванов, приставший к Вайгачу в 1824 году также обнаружил эти причудливые изваяния. После того они были повалены и сожжены ревностными миссионерами, которые водрузили на высшей точке мыса крест…

Долгие века, вплоть до советского времени, остров Вайгач не заселялся. Здесь находились почти все самые главные святилища ненецкого народа. Вайгач был для самоедов (так раньше было принято называть ненцев) своеобразной меккой. На остров, преодолевая опасный пролив Югорский Шар, приезжали, хоть раз в жизни, молиться богам и совершать жертвоприношения. Они так его и назвали – Хэбидя Я, Святой остров. Это был единственный в Арктике и, возможно, в мире сакральный остров, где никогда никто постоянно не жил. Богов на Вайгаче у ненцев было много, но главные Старик (Вэсако) и Старуха (Хадако) закрепили за собой южное и северное побережья. У Старика и Старухи были дети и внуки, поэтому святилища, посвященные им, разбросаны по всему острову.

На причудливо оформленном природой южном Болванском мысу находится пещера с двумя выходами, рядом с которой был найден идол с семью лицами — Вэсако. А на севере изготавливать идолов не понадобилось — огромный камень на верхушке скалы очень похож на голову старой ненки – это Хадако.

До ненцев, которые пришли сюда, как считают ученые, где-то после 12-го века, островом владели другие северяне — печеры и сиирти. Их-то и вытеснили зауральские самоеды, которые сначала появились на материке в районе пролива Югорский шар, обосновались там, а потом сделали Вайгач своим святилищем, переработав, правда, кое-что из культов предшественников под себя. Так, в борьбе народов за это место под суровым солнцем Севера, сложилась уникальная культура острова Вайгач.

Интересно, что свидетельства о культуре Вайгача появляются примерно в 16-м веке в записках западноевропейских мореплавателей, которые в то время предпринимали попытки поисков северо-восточного прохода в Китай и Индию через моря Северного Ледовитого океана.

В 16-м веке англичане предприняли несколько походов на Север для установления нового торгового пути, а в самом конце века к этому процессу подключились голландцы. До нас дошло подробное описание экспедиции Вильяма Баренца, сделанное одним из ее участников Херритом де Вейром. В нем есть и путевой дневник, и рассказ о ярких событиях, например, о трагической встрече с медведем, и описание внешнего вида, поведения и предметов культа аборигенов. Опираясь в том числе и на эти описания, ученые сегодня делают вывод, что во второй половине 16 века начался заключительный этап смешения кочевых народов-оленеводов Западной Сибири — монгольского типа, называемого «короткоголовыми» по форме голов их идолов, и ‘северных морских охотников, которых принято назвать гипербореями’ – у них идолы были длинноголовыми. Следы этого смешения хорошо видны сегодня в памятниках острова Вайгач.

 

От smirnova

Добавить комментарий

Translate » Перевод