С 10 по 16 декабря в Москве прошли заключительные мероприятия Конференции по внутреннему туризму «ИннТурКон-2019». Эта конференция имеет статус международной, хотя речь на её площадках идет исключительно о развитии внутреннего и въездного туризма в России.

— Одним из самых важных событий конференции стало заседание Дискуссионного клуба Проектного офиса развития Арктики, посвященное инновациям и новым технологиям для развития внутреннего туризма в Арктике и на Дальнем Востоке, — рассказал президент Международного Шуховского фонда Леонид Штерн, — Участники дискуссионного клуба обсуждали конкретные технологии и время их реализации в России. Например, представители рабочих групп из наших наукоградов Обнинска и Сколково рассказали о завершении работ по созданию инфокомплексов «Байербот» и «ИКВИСТ». Специалисты доложили, что приступают к реализации своих разработок в северных и дальневосточных регионах России. Они планируют опробовать их на базе восьми различных туристических объектов уже в 2020 году.

Партнерами конференции стали Проектный офис развития Арктики («ПОРА») и Инвестиционная компания «Риком-Траст». Мероприятия конференции проходили в 11 городах Российской Федерации.

— Эта конференция – необычный опыт. Это состоявшаяся попытка свести на одной площадке предпринимателей и ученых, которые сегодня творят будущее в информационных технологиях, — рассказал директор «ПОРА» Александр Стоцкий, — Удивительно, но эти люди легко нашли общий язык. У них есть шанс совместно сделать рывок в отрасли внутреннего туризма.

«Губернатор ХМАО оказалась права…»

Открывая заседание Дискуссионного клуба, его модератор — эксперт «ПОРА» Андрей Иванов отметил, уникальность конференции «ИннТурКон». В частности Андрей Анатольевич сказал: «ИннТурКон – одна из немногих площадок, в рамках которой специалисты предлагают инновационные технологии и сразу обсуждают ход разработок с инвесторами. Например, на прошлогодней конференции «ИннТурКон-2018» было заявлено о начавшихся работах по созданию программного комплекса «Байербот» для привлечения туристов в отдаленные районы Севера, а сегодня мы уже обсуждаем возможности его применения.»

— Месяц назад губернатор ХМАО Наталья Комарова призвала нас – молодых предпринимателей и ученых двигать вперед не только бизнес, но и информационные технологии. Она призвала дать дорогу проектам на основе искусственного интеллекта, – сказал участник дискуссионного клуба Павел Масленников из ХМАО, — Здесь мы видим такой проект и многие специалисты отрасли считают его своевременным. Я говорю о проекте ИКВИСТ, предложенном группой разработчиков из Обнинска. Я вижу в нём перспективу для коренных народов Севера. Но прошу не забывать – коренные не аниматоры с бубнами – в этнотуризме они должны быть равноправными партнерами в бизнесе. Иначе это будет не сохранение, а очередной виток уничтожения культур. Применение технологий на базе искусственного интеллекта поможет нам сделать отрасль туризма в регионах более конкурентноспособной – в этом губернатор, конечно, оказалась права. В январе начнется реализация «ИКВИСТ», надеюсь, что всё будет развиваться по плану, предложенному разработчиками.

Подарок для Яндекс-Афиши?

Наибольший интерес вызвали доклады компаний, причастных к разработке новых инфокомплексов и маркетинговых ресурсов для туризма.

Наш фонд занимается поддержкой различных исследований в Ай-Ти сфере. В 2018 году мы поддержали разработки современного интернет-ресурса для развития туризма, — начал свое сообщение руководитель Шуховского фонда Леонид Штерн, —  Задача была сложной. Главным условием работы была «перспективность ресурса». То есть разработчики должны были предсказать основные изменения в технологиях, учесть развитие искусственного интеллекта и его возможностей, спрогнозировать развитие интернет-продаж хотя бы на 10 лет. Могу сказать, что часть этих задач разработчики решили – они создали программный комплекс, который условно назван «Байер-бот» или, по-русски, «робот-покупатель». Этот Байер-бот, теоретически уже сегодня может отслеживать для своего хозяина все турпутевки и мероприятия мира, выдавая по запросу хозяина самые лучшие предложения на текущий момент. Это полностью российское программное обеспечение, оно достаточно современно, чтобы выдерживать конкуренцию в течение 10 лет, но есть одна проблема. Порядка 90 процентов запросов клиентов, не могут быть выполнены. Они просто не существуют в сети Интернет в виде готовых турпродуктов. То есть девять десятых от общего числа запросов россиян в области туризма сегодня не могут быть удовлетворены. И это уже оказалось не задачей для айтишников, а проблемой маркетологов. Не буду вдаваться в подробности, могу лишь сказать, что собранной нами в 2019 году группой маркетологов создан комплекс мероприятий под названием «ИКВИСТ» Эти мероприятия направлены на создание информационной инфраструктуры, которая позволит существующим в регионах России турпродуктам стать доступнее потребителям и начать активнее продаваться.

Таким образом, по мнению эксперта, создание инфокомплексов «Байер-бот» и «ИКВИСТ» сегодня начнет подталкивать рынок внутреннего и въездного туризма к развитию в определенном направлении. Об этом рассказали и специалисты двух групп разработчиков.

— Любой, даже самый гениальный и отрекламированный туристический сайт в России сегодня работает с большим трудом, — рассказал собравшимся Валерий Штоббе, представитель группы разработчиков «ИКВИСТ» из наукограда Обнинск, —  Это объяснить очень просто. Представьте себе туристский рынок в виде комнаты, а сайт в виде робота-пылесоса. Если комната пустая, то пылесос её почистит, а если в комнате хаотично навалена мебель и тяжелые коробки между которыми пылесос не может протиснуться, то он сможет почистить только небольшой пятачок. Так вот, «мебель и коробки» –препятствия для нормальных интернет-продаж — это отсутствие единых стандартов продаж в туризме, логистике на местном уровне. Опыт стран с более развитым внутренним и въездным туризмом показывает, что основные объемы продаж делают местные жители. Речь идет о туризме выходного дня, мероприятиях для молодежи, концертах, этнопарках и даже контактных зоопарках.  Только в тех регионах, где хорошо развиты услуги местному населению, есть база для въездного туризма. Могу привести пример Таймыра. Там есть несколько крупных населенных пунктов, где живут десятки тысяч людей. Этим людям нужно в выходной выйти куда-нибудь с детьми, нужно развлечься в праздники… А раз есть спрос, есть и предложение. Нужно помочь местным предпринимателям рекламой, идеями, оборудованием. Нужно дать им площадки для кооперации с предпринимателями из соседних населенных пунктов или регионов для совместных закупок. Вот для этого мы и разработали систему ИКВИСТ. Её название расшифровывается как «инфраструктурная кооперация в инвестициях в сфере туризма». Система не только предусматривает обучение и кооперацию, людей занятых во внутреннем туризме и индустрии развлечений, но и выполняет еще одну важную роль – она занимается мотивацией предпринимателей развивать туризм. Предлагает конкретные бонусы и деньги за развитие стратегически интересных направлений туризма. Кроме того, ИКВИСТ создан как маркетинговая площадка для инвестиций в конкретные турпроекты малого бизнеса.

Разработчики сообщили собравшимся, что ИКВИСТ это рабочее название. Настоящее название сайта и торговой марки будет озвучено в 2020 году, когда система заработает для восьми регионов, четыре из которых – регионы Арктической зоны РФ.

— Программный комплекс «Байер-бот» будет в полном объеме запущен в 2022 году, — рассказала собравшимся координатор группы разработчиков «Байербот — Искусственный интеллект» Полина Смирнова. Он не будет являться отдельной поисковой системой, а станет частью какого-то из известных поисковиков. Вероятно даже мы сделаем такой подарок успешно работающей Яндекс-Афише. И конечно же «Байер-бот» хоть и красивое, но временное название. Он состоит из четырех программных блоков, права каждый из которых будут зарегистрированы по отдельности на авторские коллективы. В ближайшие два года мы, совместно с командой «ИКВИСТ» будем заниматься его отладкой на конкретных регионах и конкретных объектах.

Предприниматели, работающие в туристической сфере Арктики приняли активное участие в работе дискуссионного клуба.

— Таймыр имеет серьезный туристический потенциал, — рассказал предприниматель Максим Соловьев, — Население района вместе с населением Норильска превышает двести тысяч человек. Большинство этих людей проживает компактно в западной части Таймыра и всё активнее потребляет различные развлечения выходного дня, вечерние мероприятия и местный туризм в весенние и осенние месяцы. Местные предприниматели остро нуждаются в специальных программах по поставкам им аттракционов, новых идей и оборудования для развлечений. Помощи в интернет-продвижении. У нас проживают пять коренных народов. На их культурной и организационной базе можно создать пять интересных этнопарков. Кроме того, на Таймыре находится плато Путорана – всемирно известные древние горы с самым большим в России количеством водопадов и горных озер. И всё это, при правильной организации бизнеса вполне доступно и для местных, и для приезжих туристов.  Мы уже давно ждем начала работы системы ИКВИСТ, чтобы воспользоваться ею как площадкой для привлечения инвесторов и новых идей на Таймыр. Мы сами представляем свои возможности для включения в ИКВИСТ, готовы обучаться, обучать своих людей и начинать работать. Готовы быть в числе первых экспериментальных клиентов ИКВИСТ.

— Еще в 2016 году на первой конференции «ИннТурКон» собравшиеся предприниматели пришли к единому мнению, что усилия государства по поддержке внутреннего туризма пока вполне достаточны. Ведь сами предприниматели пока не «переросли» стадию стихийного рынка, — рассказала участник конференции заместитель директора этноцентра «Кириллика» Натела Тарасова, — Кооперация во внутреннем туризме зарождается только сегодня на наших глазах. Первые серьезные объединения малого бизнеса типа «Севморпутьтура» уже смогут вести адекватный диалог с руководством «Ростуризма» представляя интересы реальных предпринимателей из регионов. Надеюсь новые технологии, представленные на конференции смогут им в этом помочь.

«Библиотекари и издатели – большая сила!»

 В работе конференции приняли участие представители организаций, которые уже в 2020 году примут активное участие в старте проектов «ИКВИСТ» и «Байербот» Среди них специалисты создаваемой компании «ПолиграфКооперация – Арктика» и маркетологи Централизованной Библиотечной Системы САО города Москвы, которые создали веб-канал «Библиомост» для работы с библиотеками северных регионов страны. Дело в том, что библиотеки традиционно являются местами сбора туристского и краеведческого актива в населенных пунктах Арктики. Сотрудничество с этим активом является одним из важных направлений работы «ИКВИСТ» и издание местной краеведческой и популярной литературы – задачей которую необходимо решать уже сегодня.

— В каждом муниципальном районе российской Арктики есть библиотека или даже библиотечная сеть. Практически все они сегодня подключены к интернету и могут стать центрами обучения предпринимателей, гидов, специалистов по туризму, — рассказала начальник отдела маркетинга ЦБС САО города Москва Жанна Хохлова, — В рамках проекта ИКВИСТ мы планируем применить свой опыт проведения вебинаров и эфиров для библиотек арктической зоны РФ. Создатели ИКВИСТ будут на нашей базе обучать библиотечных работников и посетителей библиотек, местных предпринимателей. Мы действительно можем в этом помочь. На базе ЦБС САО успешно реализуется инструмент работы международного библиотечного сообщества — сайт для проведения совместных вебинаров и конференций в библиотеках мира «Библиомост».

— Мы очевидно, будем одним из первых проектов в рамках ИКВИСТ, — рассказал руководитель проекта «ПолиграфКооперация-Арктика» Александр Бару, — В январе 2020 года мы приступим к подготовке первого заказа – полиграфического заказа сразу для 12 туристических объектов и библиотек в Арктике, который пойдет через Мурманск по Севморпути до Таймыра. Там его рассортируют предприниматели и развезут по туробъектам. Предпринимателям эта полиграфическая продукция достанется значительно дешевле чем она стоит на Таймыре или вообще бесплатно, хотя будет выполнена по их заказу и в согласовании с ними. В заказе будут календари, флаеры, меню, рекламные плакаты, стикеры, каталоги и альманахи в помощь местным турпредприятиям и гидам. Оплачен заказ будет не только из средств предпринимателей, но также двух фондов. Спонсоры проекта – Шуховский фонд, Фонд сохранения и изучения родных языков. Мы очень рады, что именно наш проект откроет эру туристской кооперации в российской Арктике.  Возможно, спонсоры еще присоединятся, мы об этом обязательно сообщим в СМИ.

— Важно, что в обсуждаемых на конференции проектах по развитию туризма серьезное место отводится коренных народам, их культуре и интересам их общин, — сказала Ведущий продюсер телекинокомпании «Август» Анна Коряковцева, — Наша студия уже более пяти лет снимает фильмы о коренных народах Арктики, Сибири и Дальнего Востока для федеральных телеканалов. Мы рады, что у нас на глазах начинается процесс кооперации местных туристских и культурных элит с помощью новых технологий. Мы готовы продвигать их бренды и рассказывать миру об уникальных природных объектах и культурных событиях, куда повезут своих туристов участники «ИннТурКон-2019».

Справка

Проектный офис развития Арктики (ПОРА) — общероссийская площадка для коммуникации государственных, общественных и коммерческих организаций, заинтересованных в устойчивом развитии Арктики. Экспертный центр «ПОРА» создан для привлечения внимания к социальным, экономическим и экологическим аспектам жизнедеятельности человека на севере России. ПОРА является базовой площадкой Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики для разработки Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации до 2035 года

От smirnova

Добавить комментарий

Translate » Перевод