В Москве завершился форум-диалог «Языковая политика: общероссийская экспертиза». В нем приняли участие несколько десятков специалистов в области языков со всей России.

Спикеры пытались отыскать причину, по которой исчезают языки и пришли к тривиальному выводу, что этот процесс порождается глобализацией

Выяснилось, что во многих регионах активно идет работа над букварями. учебниками, учебными пособиями, но средств, выделенных новому фонду катастрофически не хватает. О проблемах обучения родным языкам и литературе в наших интервью и в материале «БИЗНЕС Online».

Форум не был отмечен большим количеством высокопоставленных гостей. Если в прошлом году на этом же форуме присутствовали глава федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) Игорь Баринов и замминистра образования Татьяна Синюгина, то на этот раз оба этих учреждения почти проигнорировали мероприятие. От министра Ольги Васильевой зачитали лишь приветствие, а замглавы агентства, которое выступает в роли организатора форума, Анна Котова отделалась, по словам корреспондента «БИЗНЕС Online«, дежурным выступлением по бумажке.

Персонами самого высокого ранга на форуме оказались два депутата — председатель комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов и председатель комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов. Но и они так спешили на какое-то серьезное совещание, что каждый после своего выступления  удалился из зала.

Тем не менее удивительно смелым оказалось выступление Никонова, открывшего форум. Как мы помним, именно он активно проявил себя во время принятия скандального законопроекта о «свободном выборе» в изучении родных языков. Он же с жаром доказывал, каким уникальным будет опыт фонда сохранения и изучения родных языков народов России: «Мы обоснованно готовили бюджет фонда, исходя из тех задач, которые должны перед ним стоять, чтобы решить хотя бы первоочередные вопросы сохранения родных языков. Те предложения, которые были представлены президенту РФ, реализованы в итоге в бюджете фонда на треть». Напомним, что на 2019 год федеральный бюджет выделил фонду 88 млн рублей, а в нынешнем проекте бюджета заложены 96–98 млн рублей на ближайшую трехлетку.»

По итогам заседания, Вячеслава Никонова поддержал президент благотворительного Шуховского фонда Леонид Штерн: «Создание фонда языков сдвинуло с мертвой точки ситуацию с учебниками коренных народов. Но теперь нужно научиться финансировать этот фонд. 80 миллионов для создания линеек учебников для 86 народов — не просто мало. В регионах мы работаем с почти сотней авторов и авторских групп, которые создают актуальные учебные пособия для своих народов. Зимой должны увидеть свет первые из этих учебников, при поддержке «Фонда сохранения и изучения родных языков народов России». Хотел бы сказать добрые слова о наших замечательных авторах. Первыми на призыв издать новые современные книги на языках малочисленных народов откликнулись Ирина Ак, представляющая народ тувинцев-тоджинцев, Валентина Кялундзюга и Дарья Берелтуева из удэге, Светлана Ангина из народа ульчи и Надежда Петрова, которая пишет учебники на древнем языке вепсов.
Еще хотелось бы отдельно рассказать о самоотверженной работе по сохранению родных языков, которую ведут Союз коренных народов Приморского края и его руководитель Валентин Андрейцев, Ассоциация Хабаровского края и Ассоциация Ульчского района под руководством Любови и Марины Одзял, Центр языков и культур народов Сибири Кемеровского университета, под руководством Елены Чайковской. Еще много подвижников-ученых, педагогов и общественников работают сегодня, чтобы на свет появились современные учебники родных языков и родной литературы. Вопрос только в достаточном финансировании фонда языков.»

Никонов вспомнил о проблеме учебников, которым, как заявлял Баринов в начале года, фонд сохранения и изучения родных языков должен отдать приоритет

По словам Вячеслава Никонова. Вместе с законопроектом Госдума тогда приняла постановление, согласно которому собирались корректировать ФГОС. «На самом деле, с точки зрения поддержания языков, ФГОС не дотягивают. Там вообще нет понятия государственных языков», — развел руками председатель комитета по образованию и науке. К слову, это всегда была излюбленная тема Ильдара Гильмутдинова, который не изменил себе и сегодня, поддерживая коллегу по Думе. «Мы в своем постановлении прописали, что должны быть стандарты по госязыкам. Коли мы обозначили существование госязыков республик, то давайте дадим инструмент. Почему мы прячемся и боимся? Давайте дадим стандарт госязыкам республик и найдем место этому предмету в системе образования. Можем это сделать? Да. Сколько можно разговаривать?» — вспыхнул Ильдар Ирекович.

Вячеслав Никонов вспомнил о проблеме учебников, которым, как заявлял Игорь Баринов в начале года, фонд сохранения и изучения родных языков должен отдать приоритет: «Проблемы, связанные с учебниками родных языков и на родных языках, не решаются и не будут с тем финансированием, — вновь констатировал неутешительный факт депутат. — По большинству из 86 языков нет ни стандартов, ни учебников, ни примерных программ».

Ильдар Гильмутдинов: «Давайте дадим стандарт госязыкам республик и найдем место этому предмету в системе образования. Может это сделать? Можем. Сколько можно разговаривать?»При этом, по мнению Ильдара Гильмутдинова, стоило бы облегчить себе задачу, вспомнив про учебники и пособия, которые остались еще с советских времен, особенно те, которые есть в системе национального образования в республиках. «Эти учебники сегодня вне закона. Как-то прокуратура проверяла и написала, что дети учатся по учебникам и пособиям, не прошедшим экспертизу. Так давайте исправим. Либо по упрощенной системе проведем экспертизу, или по новому положению. Давайте сделаем», — предлагал он.

Но и с преподавателями все не так гладко. «Особенно тревожной мне представляется задача подготовки кадров для языков коренных малочисленных народов», — беспокоился Никонов, добавляя, что сейчас, после перерыва, преподавание будет восстанавливаться. Депутат даже вспомнил советскую систему, при которой детей из семей коренных малочисленных народов «привозили в Ленинград». «Это отдельная история, которой тоже надо заниматься. Мы думаем, как восстановить систему в том виде, в котором она была в те времена», — предложил он. В целом Никонов был уверен, что если все это оставить на уровне субъектов, вопрос с родными языками никогда не решится.

«Сохранение родных языков — это вопрос комплексный. Нельзя его отнести только к системе образования. Это и семья, и общество, и все органы госвласти, и культура — во всех данных отраслях должны быть соответствующие направления, программы, которые направлены на сохранение родных языков. Если подобного не будет, то все наши попытки ни к чему не приведут», — продолжал Ильдар Гильмутдинов.

Нет прогресса и по концепции сохранения родных языков, которую Госдума также поручала создать, принимая законопроект. Гильмутдинов вспоминал, как недавно на коллегии минпросвещения эта тема все-таки обсуждалась. «Я высказал свои соображения. Если мы считаем родные языки как предмет в системе образования, он в обязательной части изучения, то в концепции нет ни промежуточной, ни итоговой аттестации. Во всех предметах есть, а здесь нет. Я считаю, что это неправильно. Надо заложить! Иначе какой смысл наших ФГОС, программ, учебников, пособий?» — негодовал депутат, добавляя, что «никто из Москвы и другой планеты к нам не приедет и не решит вопросы сохранения родных языков».

«Мы дошли до такого состояния, когда преподавать некому, а чтобы написать учебник, нужно пройти круги ада. Пусть языки преподаются так, как получается. Если будем тянуть, они просто исчезнут», — считает директор института лингвистических исследований РАН Евгений Головко. Он полагает, что сейчас стоило бы сосредоточиться на грядущей переписи населения, чтобы не допустить в анкетах ошибок прошлых лет. «Перепись — это один из инструментов проведения национальной и языковой политики. ФАДН будет руководствоваться результатами переписи. Нужно сейчас создать комиссию, куда бы вошли этнографы, представители соцлингвистики. Формулировки вопросов должны обсуждаться сегодня. Мы пытаемся пересчитать культурные языковые идентичности. Они зависят от контекста, когда человек вынужден отвечать „да“ или „нет“, получаются искаженные результаты», — отметил он.

«Весь мир говорит на плохом английском, особенно молодежь, которая пишет аббревитатурами, вместо эмоций посылает смайлики. То же самое происходит с русским языком»

Другие спикеры пытались отыскать причину, по которой исчезают языки, и пришли к тривиальному выводу, что этот процесс порождается глобализацией. «Процесс исчезновения языков — глобальный, в России идет медленнее, но идет», — подчеркнул заведующий отделом кавказских языков Института языкознания РАН Яков Тестелец. По его словам, сейчас в России насчитывается 151 язык, из них на грани исчезновения — 17. «За последние 150 лет в России исчезло 15 языков, из них в постсоветский период — 7», — добавил он.

В то же время председатель российского комитета ЮНЕСКО «Информация для всех» Евгений Кузьмин добавил, что всем языкам мира сегодня плохо, даже английскому, который вытесняет на периферию все остальные. «Весь мир говорит на плохом английском, особенно молодежь, которая пишет аббревиатурами, вместо эмоций посылает смайлики. То же самое происходит с русским языком», — отметил он.

Тестелец указал, что главная причина исчезновения языков — социально-психологическая. «Знание родного языка ассоциируется с бедностью, маргинальностью, отсутствием перспектив. Это главный фактор. Люди рассматривают свои родные языки как помеху для получения образования, карьеры, для более успешных перспектив. Пока нет общественного признания, что подобное обладает ценностью, это трудно», — полагает ученый.


Фото: Елена Колебакина-Усманова,  «БИЗНЕС Online» 

От smirnova

Добавить комментарий

Translate » Перевод