9 октября 2019 г. в кинозале киностудии «Ленфильм» (Каменноостровский пр., д. 10) в 18.30 состоится показ и обсуждение уникальной кинокартины Алексея Вахрушева «Книга моря».
Мероприятие состоится в рамках открытия осеннего сезона кинопоказов проекта «Зов Земли», реализуемого совместно с Ленфильм-клубом

Морские охотники Чукотки добывают зверя в холодных водах Берингова пролива. На промысле, который определяет все их существование, они проживают архетипические истории, характерные для этих широт. Эти сюжеты обнажают их неразрывную связь с многочисленными поколениями предков. Это документальная линия картины, с которой переплетается анимационный миф о женщине, которая родила кита.

Перед показом фильма гостей ждёт художественно-творческая программа от артистов фольклорного театра-студии «Северное сияние» института народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена, студенческого ансамбля «Энер» и филиала ансамбля «Ейгунычвын» — «Школьные годы» Камчатского края в г. Санкт-Петербург.

«Книга моря» — это документальный фильм Алексея Вахрушева, презентация которого состоялась 25 мая в Анадыре. Всё, что делает Вахрушев, имеет приставку «долгожданный»: во-первых, потому что выпускает свои фильмы не каждый год, а во-вторых, Алексей создаёт шедевры. Если в России, фильмы, которые снимает Вахрушев имеют статус «умного кино», «кино не для всех» и «этнокино», то на Чукотке это фильмы о жизни, поэтому зрительский успех гарантирован уже на стадии идеи.

«Книга моря» — фильм о морских охотниках Чукотки, лоринских морзверобоях. Фильм создавался пять лет и является логическим продолжением фильма  «Книга тундры», рассказывающий о жизни оленеводов.

Документальных фильмов о чукотских морзверобоях много, каждый год на Чукотку приезжает, как минимум одна съёмочная группа. Лоринцы, герои фильма, в этнодокументалистике, такие же звёзды, как Бред Питт и Джейсон Стэтхэм, в мировом художественном кино. Но «Книга моря» это не «ещё один фильм о морзверобоях», а отдельное явление и даже не потому, что Вахрушев родился и вырос на Чукотке, и не за оригинальный режиссёрский ход, а потому что ему удалось нащупать и показать на экране нерв, энергию и душу морских охотников. То что до него никто не смог сделать.

— Мы отсняли огромное кличество материала, но в фильм вошло только море, берег остался за кадром. Потому что только в море охотник живёт по-настоящему.

В фильме две сюжетные линии: съёмки охоты и мультипликация, основанная на мифе о женщине родившей китёнка. Это две самостоятельные линии, но они настолько органично и тесно вплетены друг в друга, что представить фильм без анимации теперь уже сложно.

— Эдик Беляев, соавтор фильма. Он один из создателей большого анимационного проекта «Гора самоцветов». Материал для анимации — полимерная глина. Последние два с половиной месяца мы работали с Эдиком вдвоём, с 11 дня до часу ночи. Выходной у нас был один — 1 января. От такого напряжённого графика работы у Беляева начались проблемы с ногами. В фильме есть фрагмент, когда женщина, которая родила китёнка, выползает на берег, чтобы увидеть китов и когда мы закончили съёмку Эдик сказал: «Свои ноги я отдал этой женщине»…

«Ну как тебе фильм?», — спросил меня знакомый после просмотра. Сказать «отличный фильм» — значит ничего не сказать, потому что с главным героем Оттоем я несколько раз ходил на китовую охоту, с другими охотниками ходил на мыс Дежнёва и путешествовали на снегоходах, с Алексеем Вахрушевым и его оператором неделю жил в одной квартире, когда он заканчивал съёмки в Лорино. Для меня, как и для многих зрителей, этот фильм с двойным дном, объёмнее чем 3D. Фильм я смотрел не глазами, потому что многое из того что показывали видел и переживал вживую, смотрел его душой. Механика съёмки, постановка кадра — шикарны, но гораздо важнее, то самое пресловутое, «что хотел сказать автор». Автор, режиссёр Вахрушев, тронул моё сердце.

В своих фильмах он показывает жизнь настоящих людей, которые не смотря ни на что, занимаются традиционными промыслами. Они не говорят о патриотизме, национальной самобытности, политике, сохранении традиций, они просто живут и занимаются тем, чем занимались их предки. Это так просто и так сложно. Айфоны и тёплые унитазы убивают любую традиционную культуру быстрее, чем бомбы и водка. Но потребность в национальной самоидентификации штука посильнее «Фауста». Поэтому Вахрушев для городских коренных жителей это «чукотское всё». Его фильмы, помимо всего прочего, дают надежду, что есть ещё на Чукотке настоящие люди. Настоящие не по личностным качествам, а по образу жизни.

От smirnova

Добавить комментарий

Translate » Перевод