Судоходство, рыбоводство и туризм должны стать основными драйверами развития Карелии в рамках стратегии «Арктика-2035». Так считают участники заседания дискуссионного клуба Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) — совместной стратегической сессии с Минвостокразвития России и правительством Республики Карелия, посвященной стратегии развития АЗРФ до 2035 года. Она прошла в Национальной библиотеке Республики Карелия в Петрозаводске 17 сентября 2019 года.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

На мероприятии представители власти, общественности и бизнеса обсудили ключевые проблемы и перспективы развития районов Карелии, которые входят в Арктическую зону Российской Федерации. В заседании приняла участие глава Рыборецкого вепсского поселения Наталья Силакова и предложения вепсов по развитию территории представлены в «Стратегию-2035».

“По поручению главы государства мы приступили к подготовке новой арктической стратегии, которая определит будущее 9 регионов на 15 лет вперед. Главные вопросы — как обеспечить повышение качества жизни людей в арктической зоне, как ускорить экономический рост на территориях, которые в нее входят, как обеспечить условия для развития малого и среднего бизнеса. Также важно обеспечить сохранность экосистем. Неправильно принимать решения по этим вопросом, не посоветовавшись с представителями бизнеса, которые ведут деятельность в непростых арктических условиях, экспертами, представителями коренных народов” — сказал заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков. Он отметил, что в свете развития цифровой экономики очень интересен карельский проект по созданию на севере центров обработки данных, который начал реализовывать Петрозаводский государственный университет. Комментируя тему сложности оказания медицинской помощи в отдаленных населенных пунктах Карелии, он сообщил, что в ближайшее время Минвостокразвития России представит стимулы для привлечения врачей в регионы АЗРФ.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

«Порт в Беломорске, развитие рыбоводства и разведения биоресурсов в Белом море и арктический туризм — вот три кита, на которых строится стратегическое планирование,  подготовка и реализация  инвестиционных проектов в Карелии на основе государственно-частного партнёрства. Находясь на стыке Арктической зоны и Евросоюза, Карелия имеет все шансы реализовать эти амбициозные проекты в рамках долгосрочной стратегии — 2035» — отметил заместитель главы Карелии, постоянный представитель республики при президенте Российской Федерации Владимир Тимофеев. Он рассказал о том, что эти три направления взаимосвязаны. Порт в Беломорске — это не только транспортный узел, соединяющий железнодорожную и автомобильную инфраструктуры,  но и важная база перевалки грузов из Арктики в бассейн Балтики и Волги, а организация пассажирских перевозок по маршруту «Беломорск — Соловки» является перспективным направлением арктического туризма. Рыбоводные хозяйства Карелии реализуют инвестиционные проекты по выращиванию и переработке рыбы с ежегодным объемом до 500 тонн в год не только в пресной воде, но и на Белом море, сообщил Тимофеев.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

“Сегодня много говорили об уникальном карельском щебне. Это лучший камень, который должен использоваться в рамках нацпроектов «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Комфортная среда». Есть исследования, что для верхней подушки дорог именно карельский габбро-диабаз является оптимальным минералом. Но мы сегодня проигрываем другим регионам за счет логистики. Имея самую низкую цену тонны щебня на карьере, за счет ж/д перевозки мы получаем самый дорогой щебень на территории СЗФО.  Наибольшее количество месторождений находится на берегу Белого моря, и конечно же, нужно развивать водную логистику, чтобы щебень попадал в другие регионы по воде” — отметил заместитель премьер-министра правительства Республики Карелия по вопросам экономики Дмитрий Родионов.

В то же время инфраструктура Беломорско-Балтийского канала нуждается в модернизации, чтобы обслуживать возрастающие грузопотоки, сказал первый заместитель руководителя администрации предприятия Константин Тимонин. Он предложил включить Беломорканал в состав Северного морского пути — по его словам, это может стать одним из важнейших факторов развития севера Карелии. Портовая и судоходная инфраструктура также поможет развитию туризма, рассказала начальник управления по туризму республики Екатерина Биктимирова. Сейчас на водных маршрутах работают суда 1980-х годов постройки, техническое состояние которых далеко от идеала, а когда-то действовавшие порты непригодны для использования. В то же время существует большой потенциальный спрос на туристические маршруты, включающие плавание по территории Карелии, пояснила она.

Уникальные свойства карельского камня и его потенциал для экономики республики отметили сразу несколько выступающих. Помимо щебня, как в России, так и за рубежом велик спрос на карельский гранит и мрамор. Андрей Иванов, заместитель директора компании «МПК-Инвест», рассказал о создании инновационных систем отопления на теплоаккумуляторах из местного талькового камня.

Старший научный сотрудник лаборатории генетики Института биологии Карельского научного центра РАН Сергей Коломейчук отметил важность научной составляющей в стратегии. Он выразил благодарность ПОРА за финансовую поддержку исследования нарушений сна у детей в Карелии.

Модератор мероприятия, координатор программ ПОРА Александр Стоцкий представил сайт www.arctic2035.ru, с помощью которого внести свои предложения для рассмотрения на предмет включения в стратегию может любой житель Карелии и других регионов России. Предложения можно отправить через онлайн-платформу до 10 ноября.

Справка

Проектный офис развития Арктики (ПОРА) — общероссийская площадка для коммуникации государственных, общественных и коммерческих организаций, заинтересованных в устойчивом развитии Арктики. Экспертный центр «ПОРА» создан для привлечения внимания к социальным, экономическим и экологическим аспектам жизнедеятельности человека на севере России. ПОРА является базовой площадкой Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики для разработки Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации до 2035 года. www.porarctic.ru.

От smirnova

Добавить комментарий

Translate » Перевод