9 августа 2019 — Международный день коренных народов

В соответствии с решением Всемирной конференции по правам человека, которая состоялась в июне 1993 г. в Вене (Австрия), Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в резолюции 48/163 от 21 декабря 1993 г. провозгласила проведение Десятилетия коренных народов мира с 1994 по 2004 гг., с целью укрепления международного сотрудничества и усилий в решении проблем коренных народов в таких областях, как права человека, самоуправление, культура, образование, здравоохранение, окружающая среда и социально-экономическое развитие.



21 декабря 1995 года Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией 50/157 утвердила план мероприятий Международного Десятилетия коренных народов, в соответствии с которым 9 августа было провозглашено Международным Днем коренных народов.

Официальное празднование Международного Дня коренных народов, отмечаемого ежегодно 9 августа, является важным политическим событием в жизни мирового сообщества и многих национальных государств. В Нью-Йорке, где расположена штаб-квартира ООН, основное внимание уделяется обеспечению координации работы системы Организации Объединенных Наций с организациями коренных народов для обмена информацией и продвижением их прав на международном, региональном и национальном уровнях.


Введение Международного Дня коренных народов в календарный план мероприятий ООН обусловлено поиском справедливости и признания прав коренных народов, межнационального примирения и согласия в современном обществе, ответственностью перед будущими поколениями в сохранении экологического равновесия и биологического разнообразия, сохранением уникальных культур и духовных ценностей, а также традиционного природопользования и образа жизни, учитывая, что именно аборигенные народы имеют огромный опыт рационального и устойчивого использования ресурсов окружающего мира.


В России в этот день проходят различные праздничные мероприятия во многих регионах проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.


(Для справки: более 40 народов, исторически проживающих на обширных территориях от Кольского полуострова на западе страны до Чукотки на востоке, общей численностью около 300 тысяч, территориально проживающих в более 25 регионах и субъектах федерации, ведущих традиционный образ жизни на основе оленеводства, рыболовства, охоты и собирательства).


Насколько праздничная атмосфера отражает реальную ситуацию с признанием и реализацией прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока?

  1. Законодательство России по обеспечению конституционных прав КМНС так и не получило своего должного нормативного развития и позитивной практики правоприменения после принятия трех федеральных законов в далеких 1999-2001 гг и сегодня серьезно отстает от международного права и передового опыта.
  2. Все ссылки и позитивные примеры по развитию ряда регионального законодательства по защите прав КМНС звучат декларативно, так как не в состоянии решать фундаментальные вопросы по земле, регулированию отношений с промышленными компаниями, традиционному природопользованию и доступу к природным ресурсам, которые принадлежат федеральному правительству.
  3. Стагнация законодательства и неисполнение государственной Концепции устойчивого развития КМНС до 2025 г. привели к деградации всего хозяйственного комплекса коренных народов, тотальной браконьеризации и криминализации всех традиционных отраслей и общин, в первую очередь связанных с рыболовством и охотой.
  4. Все новые совместные законодательные инициативы ФАДН и Ассоциации, например, как создание реестра и другие еще больше приводят к умалению и размыванию прав КМНС и кардинально меняют риторику законодателей в сторону патерналистских и призрачных льгот и привилегий, квот и дотаций, взамен правозащитного подхода.
  5. Расширение мандата Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики только подчеркивает несовершенство государственного управления и политики в отношении КМНС, когда развитие территорий не связано с развитием народов, для которых Север и Арктика являются родным домом.
  6. Вся государственная политика на федеральном и региональном уровне свелась к фольклоризации движения КМНС и встраиванию самоуправления КМНС в публичные институты власти через «коммерциализацию или огосударствление» общественных должностей коренных НПО/Ассоциаций, что привело к деградации общественного движения КМНС и появлению квази-организаций и квази-лидеров.

В этом году Международный день коренных народов посвящен защите языков коренных народов. Это серьезнейший вызов и трагедия для многих коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Как сохранить умирающие языки коренных этносов; как обеспечить связь старшего и молодого, зачастую ассимилированного, поколений; как защитить земли и традиционный образ жизни как основу использования и функциональности языков…? Все эти вопросы требуют серьезного осмысления и диалога, совместных усилий и плана действий сегодня, потому что завтра будет поздно. В зоне наивысшего риска в первую очередь находятся те народы, чья общая численность колеблется от нескольких сотен до 3 тысяч человек. И пока есть носители языка остается и надежда.


С праздником коренные малочисленные и побольше надежды, веры в себя, сил и терпения.

Р. В. Суляндзига

Директор, к.с.н

Центр содействия КМНС/РИТЦ

Москва

Источник

От admin

Основатель сайтов: https://kmns.ru/ https://soccontract.com/ - социальный контракт, бизнес-план для социального контракта. https://teoplan.ru/ - разработка бизнес-планов в т.ч. на гранты КМНС

Добавить комментарий

Translate » Перевод