Внесение изменений в статью 8 ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» может только усугубить ситуацию

К вопросу принятия ГД РФ 11 апреля 2019 г. во втором чтении проекта федерального закона №332762-7 «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», которым предлагается наделить Правительство РФ полномочиями по утверждению порядка возмещения убытков, причиненных малочисленным народам, объединениям малочисленных народов, лицам, относящимся к малочисленным народам, в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами.

Текст проекта федерального закона №332762-7 «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» принятый 11 апреля во втором чтении антиконституционен, так как общей преамбулой ст. 8 . Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации является цель «защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов», что согласуется с п. «м» ч. 1, ст. 72 Конституции Российской Федерации, в тоже время с. 72 Конституции перечисляет предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации . При этом полномочие по утверждению порядка возмещения убытков, причиненных малочисленным народам, объединениям малочисленных народов, лицам, относящимся к малочисленным народам, в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами, среди полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов отсутствует и законопроектом №332762-7 не вносится.


На заседании ГД РФ 11 апреля 2019 г. во время представления проекта федерального закона №332762-7 «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» во время его обсуждения присутствующие были проинформированы, что ФАДН подготовил проект «порядка возмещения убытков, причиненных малочисленным народам, объединениям малочисленных народов, лицам, относящимся к малочисленным народам, в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами». То есть этот документ, связанный с рассматриваемым законопроектом №332762-7, не был представлен на обсуждение и рассмотрение общественности и депутатов ГД РФ в установленном порядке одновременно с законопроектом.


Сам по себе проект федерального закона №332762-7 «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», разработанный во исполнение абзаца четвертого подпункта «а» пункта 3 поручения Президента Российской Федерации В.В.Путина от 8 июля 2015 г. № К503 и пункта 2 поручения Правительства Российской Федерации от 31 июля 2015 г. №ДМ-П44-519с , не решает поставленных задач совершенствования и формирования эффективных управленческих механизмов, направленных на регулирование отношений ресурсодобывающих компаний и коренных народов без соответствующего документа содержательного порядка, то есть без проекта «порядка возмещения убытков, причиненных малочисленным народам, объединениям малочисленных народов, лицам, относящимся к малочисленным народам, в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами», которые целесообразно рассматривать и принимать одновременно, в одном пакете документов.


Предложенный ФАДН в явочном порядке на заседании ГД РФ проект «Порядоквозмещения убытков коренным малочисленным народам Российской Федерации, их объединениям и лицам, относящимся к коренныммалочисленным народам Российской Федерации, причиненных им врезультате нанесения ущерба исконной средеобитания коренных малочисленных народов Российской Федерации хозяйственной деятельностью организаций всех формсобственности, а также физическими лицами» (далее — Порядок) вызывает множество вопросов и опасений.


Хотя концептуально в тексте Порядка предусмотрены возможности исчисления размера убытков причинённых объединениям малочисленных народовфизическим лицам из числа субъектов права традиционного природопользования «методиками исчисления убытков малочисленным народам в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации если иное не определено нормативными правовыми актами Российской Федерации» (п.п. 4, 5), но эти методики должны быть утверждаемы уполномоченным федеральным исполнительным органом государственной власти для каждого региона по представлению высших исполнительных органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. (п. 6). При этом применение таких методик требует «организации нормативно закрепленной учетной политики в отношении лиц, относящихся в установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации порядке к субъектам права традиционного природопользования, в том числе с возможным применением ценза оседлости в качестве условия отнесения к таким субъектам относительно той или иной территорий с особым правовым режимом, а также описание границ соответствующих территорий и их возможных функциональных зон» (п.8 Порядка). Процесс утверждения региональных методик и норматино закрепленной политики отнесения к субъектам права традиционного природопользования предполагает путь сложный и долгий, в то время как лицензии на использование земельных участков, совпадающих с местами традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, и начало на них комерческой хозяйственной деятельности, приносящей ущерб исконной среде обитания, происходит сегодня и сейчас. Когда же коренные малочисленные народы получат возмещение прошлого и текущего ущерба и убытков?


Большие опасения вызывает также содержание п. 2 Порядка, по которому сфера применения его норм сужается до границ отдельных территорий из состава мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации с особыми правовыми режимами… в том числе, территорий традиционного природопользования малочисленных народов.


Известно, что территории традиционного природопользования малочисленных народов образованы всего в пяти из 25 субъектов, где расположены места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, и официальный перечень этих мест не отражает реальной картины расселения и природопользования этих народов. Известно также, что имеются обширные территории оленьих пастбищ и пастбищ других аборигенных пород животных, а также места традиционного рыболовства, охоты и собирательства, не имеющие соответствующего юридического статуса. Означает ли содержание п.2 Порядка то, что права коренных малочисленных народов на возмещение убытков необоснованно сужаются даже по сравнению с неполным перечнем мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации?


Перечисленные вопросы требуют ответа и всестороннего обсуждения, приведенных в проекте Порядка норм, с общественностью. Искусственное ускорение принятия в третьем окончательном чтении проекта федерального закона №332762-7 «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» может только усугубить ситуацию.
До момента устранения всех вопросов, связанных с законопроектом №332762-7, необходимо придать необходимый юридический статус утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.12.2009 №565 Методике исчисления убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации. Несмотря на то, что данная методика пока носит рекомендательный характер, в связи с тем, что Минрегион не зарегистровал документ в Министерстве юстиции Российской Федерации, она успешно используется в правоприменительной практике.


Так, в Положения о порядке организации и проведения этнологической экспертизы, утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 06.09.2011 №428 установлено, что проведение оценки размера убытков осуществляется в соответствии с Методикой исчисления размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.12.2009 №565; в постановлении ФАС Западно­Сибирского округа от 15.06.2011 по делу № А81-7106/2009 отмечается, что Методика исчисления убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов…, утвержденная приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.12.2009 г. № 565, может применяться в отсутствие иных актов, позволяющих определить размер убытков.


Кроме того, указанная Методика для определения размера убытков успешно использовалась также в Ненецком АО, Ямало-Ненецком АО, Амурской области и других регионах, за 10 лет была апробирована более 300 раз.


Ольга Мурашко


ЦС КМНС/РИТЦ

Ссылки по теме:

В России могут установить порядок возмещения убытков коренным малочисленным народам

Госдума поправит методику определения ущерба среде обитания коренных народов

Источник

От admin

Основатель сайтов: https://kmns.ru/ https://soccontract.com/ - социальный контракт, бизнес-план для социального контракта. https://teoplan.ru/ - разработка бизнес-планов в т.ч. на гранты КМНС

Добавить комментарий

Translate » Перевод