Второй вариант законопроекта ФАДН по этнологической экспертизе не был одобрен экспертами, а лишь вызвал у них множество вопросов, оставшихся без ответа

19 марта в Государственной Думе ФС РФ состоялось заседание подкомитета по законодательному обеспечению защиты прав коренных малочисленных народов Комитета по делам национальностей. Основной вопрос повестки – обсуждение проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации в части установления порядка проведения этнологической экспертизы» предложенного Федеральным агентством по делам национальностей (ФАДН).

Напомню, Законопроект предлагает внести в часть 2 статьи 5 , № 82-ФЗ следующие полномочия Правительства Российской Федерации: утверждать порядок проведения этнологической экспертизы документов стратегического планирования, реализация которых осуществляется в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, перечень таких документов стратегического планирования, а также научную организацию, уполномоченную проводить этнологическую экспертизу (см п. «1)» законопроекта). При этом сам порядок проведения этнологической экспертизы к законопроекту не прилагается. Законопроект также устанавливает, что порядок участия коренных малочисленных народов в этнологической экспертизе при разработке и внесении изменений в документы стратегического планирования, реализация которых осуществляется в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, будет закреплен актом Правительства Российской Федерации. Звершается проект обещанием: «Результаты этнологической экспертизы подлежат обязательному рассмотрению участниками стратегического планирования». Это всё!


На заседании присутствовало 20 участников, включая 3-х представителей ФАДН. Письменные комментарии, замечания и предложения по законопроекту направили председатель Совета уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Советско-Гаванского района Хабаровского края Елена Коноплянко, Глава Рыборецкого вепсского сельского поселения Республики Карелия, председатель КРОО «Общество вепсской культуры» Наталья Силакова, заключение от Ассоциации коренных малочисленных народов «Арун» Эвенкии представил юрист Союза общин Красноярского края Вячеслав Якименко. Выступили также представители Республики Саха (Якутии), Ассоциации коренных народов Сибири тувинцев-тоджинцев, представители общественных организаций Ямало-Ненецкого АО, представитель коренных малочисленных народов Севера при Сахалинской областной Думе Алексей Лиманзо, другие эксперты и представители научного сообщества.


Все участники обсуждений единодушно указали на то, что законопроект необоснованно сужает сферу применения этнологической экспертизы. Почему предлагается экспертиза только «документов стратегического планирования»? На этот вопрос советник руководителя ФАДН А.В. Котова ответила, что законодатель считает важным перейти на макроуровень, чтобы была возможность на этапе стратегического планирования предупредить возможные негативные последствия реализации этих документов для коренных народов. Но добиться от представителей ФАДН ответа на вопросы, почему из объектов этнологической экспертизы исключаются документы по оценке воздействия на исконную среду обитания и традиционный образ жизни намечаемой хозяйственной и иной деятельности (в том числе, законодательной) для предотвращения связанных с этой деятельностью негативных социальных, экономических и иных последствий, участникам обсуждения не удалось.


Не удалось также услышать пояснения, почему для участия коренных народов в проведении этнологической экспертизы Правительством должен быть утвержден специальный порядок? Коренные малочисленные народы, пользуясь общегражданским конституционными правом на благоприятную окружающую среду (Конституция РФ. ст. 42) могут без ограничений принимать участие в процессе защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни во время обязательного проведения общественных обсуждений любого проекта хозяйственной и иной деятельности, в том числе, осуществляемого в местах их традиционного расселения, а также выражать свое мнение узаконенными Конституцией РФ и российским законодательством формами выражения мнения общественности, в том числе, правом приниматьучастие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах? Для этого не требуется специального «Порядка». Проект этого Порядка не представлен на обсуждение,и есть опасения, что он может ущемить права коренных народов, по сравнению с действующими общегражданскими правами.


И самое главное, каково регулирующее содержание этого законопроекта? Фразы: «Результаты этнологической экспертизы подлежат обязательному рассмотрению участниками стратегического планирования» явно не достаточно. А где обязательный документальный учет предложений участников обсуждения документов стратегического планирования (а также предлагаемых экспертами материалов всесторонней оценки воздействия конкретных проектов)? Где процесс подготовки заключения экспертной комиссии, состоящей из специалистов и представителей общественности? Где процедура утверждения этого заключения, положительного или отрицательного, на уровне Правительства, следствием которого является разрешение планируемой деятельности в случае положительного заключения, или её запрет, в случае отрицательного заключения? Где механизм проведения общественной экспертизы, обсуждения альтернативных вариантов реализации проекта и повторное предоставление проекта на экспертизу? Где механизмы и гарантии соблюдения общепризнанного международным сообществом принципа Свободного предварительного осознанного согласия?


Разговор был очень эмоциональным и интересным, потому что участники обсуждения законопроекта приводили массу примеров того, какие проекты и административные решения могут негативно влиять на их исконную среду обитания и традиционный образ жизни. Это были реальные примеры проектов промышленного освоения недр, лесов, коммерческого использования охотничьих угодий, вылова водных биоресурсов в местах традиционного проживания и, сопряженные с этими действиями федеральные, региональные и местные нормативно-правовые акты, а также решения в сфере здравоохранения, образования, изучения родных языков, уже оказывающие негативное воздействие. По мнению участников обсуждения, все приведенные ими примеры должны были бы стать объектами этнологической экспертизы.


Как представители ФАДН реагировали на этот поток вопросов и примеров? По поводу вопросов они объяснили, как сказано выше, что считают важным сосредоточиться на макроуровне, что они уже выбрали научную организацию, уполномоченную проводить этнологическую экспертизу – это будет Российская Академия наук. Мне показалось, что они, судя по торжественному тону этого сообщения, ожидали положительного эффекта. Но этот ответ только вызвал новые вопросы от участников обсуждения: объяснить, как это будет устроено на практике, и как в этом процессе смогут принять участие представители народов Севера. На эмоциональный поток информации о реальных проблемах, возникающих на местах в ходе реализации проектов промышленного освоения и иной деятельности, они реагировали спокойно, как хорошие игроки в пинг-понг, отвечая, что регулирование этих ситуаций относятся к сфере иного законодательства. Также представители ФАДН уклонились от ответа на вопросы, почему ими не учитывается опыт реализации законодательства по государственной экологической экспертизе, опыт Республики Саха Якутия по проведению этнологических экспертиз, а также игнорируется текст законопроекта об оценке воздействия на исконную среду обитания и традиционный образ жизни, подготовленный к 2014 году Комитетом по делам национальностей Государственной Думы ФС РФ при участии экспертов из научного сообщества и АКМНСС и ДВ РФ.


В заключительном слове председателя этого трехчасового заседания Г.П. Ледкова, председателя подкомитета, заместителя председателя Комитета ГД по делам национальностей, Президента АКМНСС и ДВ РФ, были предложены два пути последующих действий: доработка законопроекта ФАДН, с учетом высказанных мнений, с одновременной совместной работой над текстом законопроекта об оценке воздействия на исконную среду обитания и традиционный образ жизни, подготовленного 5 лет назад Комитетом по делам национальностей ГД РФ. Как эта работа будет осуществляться технически, пока не обсуждалось.


Ольга Мурашко, эксперт Комитета по делам национальностей ГД РФ

Источник

От admin

Основатель сайтов: https://kmns.ru/ https://soccontract.com/ - социальный контракт, бизнес-план для социального контракта. https://teoplan.ru/ - разработка бизнес-планов в т.ч. на гранты КМНС

Добавить комментарий

Translate » Перевод