Айну требуют пересмотреть законопроект, представленный правительством Японии

15 февраля 2019 г. кабинет министров Японии представил парламенту новый законопроект «Постановление о продвижении мер по созданию общества, в котором уважается гордость народа айну», касающийся коренного народа Японии. Однако представители народа айну неоднозначно отнеслись к содержанию законопроекта, говоря о том, что он не в полной мере соответствует международным стандартам в области защиты прав коренных народов. 1 марта 2019 г. в Токио в Клубе Иностранной Прессы прошла пресс-конференция, где представители айнских организаций и представители старшего поколения айнов выступили с критической оценкой нового законопроекта.


Участники пресс-конференции:


Юдзи Симидзу, председатель организации «Айну Котан но Кай»


Сатоси Хатакеяма, председатель Ассоциации айнов Монбэцу


Хироси Маруяма, председатель Альянса граждан по инспектированию политики в отношении айнов и заслуженный профессор Технологического Института г. Муроран. (hiroshi.maruyama0401@gmail.com)


Морихиро Итикава, адвокат


Время и место проведения: Токио, Клуб Иностранной Прессы, 1 марта 2019 г. (пятница), 15:00-16:00 (по местному времени)


Дальнейшие вопросы также могут быть направлены переводчику Джеффу Гейману, Исследовательский Факультет Медиа и Коммуникаций Университета Хоккайдо (jeffry.gayman@imc.hokudai.ac.jp)


Недавно кабинет министров Японии представил парламенту новый законопроект, касающийся айнов, получивший название «Постановление о продвижении мер по созданию общества, в котором уважается гордость народа айну» (далее в тексте «законопроект» или «законодательство»).


Первоначально законопроект был одобрен международными СМИ в Японии, отзывавшимися о нём как о законопроекте, который «признает айнов коренным народом» и «запрещает дискриминационные действия в отношении айнов». Однако представители старшего поколения айнов, ученые и другие заинтересованные люди крайне обеспокоены тем, что проект будущего закона не соответствует международным стандартам в области защиты прав коренных народов.


Айны-активисты, представляющие различные сообщества хоккайдских и сахалинских айнов, проживающих сейчас в Японии, в своих заявлениях, адресованных правительству Японии и ключевым членам парламента подчеркнули тот факт, что в разработке нового законодательства не принимали участия сами представители народа, а также то, что в законопроекте не представлены конкретные меры по реализации поставленных в нем целей. Кроме того, по мнению айнов-активистов, новый законопроект является лишь скудно переработанным вариантом предыдущего узкого по своей направленности закона, касающегося культуры айнов («Закон для продвижения айнской культуры, защиты и распространения знаний о традициях и культуре айнов» 1997 г.), который ограничивал независимость айнов в решении касающихся их вопросов, настраивал айнские сообщества друг против друга, способствовал коммерциализации культуры коренного народа и открывал возможности только для развития туристического бизнеса.


Предложенный кабинетом министров законопроект, в котором, кстати, не упоминаются коллективные права айнов, ограничивается лишь популяризацией «культуры» айнов. Индивидуальные права представителей народа и коллективные права айнов, в том числе возможность получения ими финансирования для реализации целей законопроекта, не регулируются законодательством. Согласно проекту закона, правом получения финансовых средств будут обладать только органы местного управления (муниципалитеты), а не отдельные представители народа или айнские организации. Окончательное право вето на предлагаемые в рамках реализации таких мер проекты по развитию айнских сообществ принадлежит Премьер-министру Японии. Председатель общества «Котан но Кай» Юдзи Симидзу оценивая законопроект сделал вывод, что «в данном документе айны не представлены ни как народ, ни как заинтересованные лица», и назвал документ «печальным постановлением».


Просьбы айнов о введении специальных стипендий, а также мер по улучшению благосостояния, направленных на уменьшение разницы в доходах между айнами и этническими японцами, были проигнорированы при создании законопроекта. Одна из представительниц айнов Сидзуэ Укадзи (85), подчеркнула, что в законопроекте нет четкого упоминания об экономических мерах поддержки коренного народа, а «культура не может существовать без экономической базы».


В заявлении Альянса граждан по инспектированию политики в отношении айнов, в который входят представители народа и их сторонники, утверждается, что будущая политика в отношении коренного народа должна основываться на урегулировании разногласий и предоставлении компенсации за совершенную японским правительством историческую несправедливость. Также законодательство должно обеспечить айнам независимость в принятии решений по вопросам, которые их касаются. Все пять сообществ айнов, взаимодействующих с Альянсом, настаивают на отсрочке принятия закона, на введении более демократичекого механизма участия представителей айнов в процессе обсуждения и пересмотра законопроекта. Исследователи по проблемам прав коренных народов, такие как Хироси Маруяма, неоднократно обращались к правительству Японии с просьбой создать законодательство в отношении айнов, которое бы соответствовало международным стандартам в области обеспечения прав коренных народов.


Айны традиционно занимались охотой и собирательством, вели торговлю со многими соседними народами, жили в независимых друг от друга общинах, называемых котаны. Культура айнов подверглась серьезной угрозе сначала в эпоху Эдо (до 1868 года), затем в период колониальной политики эпохи Мэйдзи (1868–1911 гг.), когда айны лишились своей земли, ресурсов, привычных условий жизни, а на использование их языка и традиций был наложен запрет. На протяжении долгого времени айны жили в бедности и подвергались дискриминации, из-за которой даже в настоящее время большинство представителей народа предпочитает не говорить о своем происхождении, некоторые даже не знают о том, что их предки были айнами.


Новый законопроект не содержит сведений о тех лишениях, которые претерпел народ айну за последние столетия. Некоторые исследователи отмечают, что айны не получили желаемых для них официальных извинений от японского правительства, которые необходимы для создания законодательства, содействующего развитию общества, где уважается гордость народа айну, каковым был провозглашен новый законопроект. Морихиро Итикава, юрист выступающий во время пресс-конференции в защиту мнения айнов-активистов, сделал вывод о том, что «закон является окончательным оформлением политики ассимиляции айнов, проводимой японским правительством». Сатоси Хатакеяма, председатель Ассоциации айнов Монбэцу, также отмечает: «Единственное, что я чувствую, — это гнев из-за того, что правительство Японии проигнорировало требования, над которыми мы все это время так усердно работали».


Предложенный законопроект продолжает политику японского правительства, которая начала формироваться еще 21 год назад вместе с принятием «Закона для продвижения айнской культуры, защиты и распространения знаний о традициях и культуре айнов» в 1997 г. Однако, закон 1997 г. с точки зрения айнов-активистов оказывает неоднозначное влияние на культуру айнов, потому что предусматривает систему денежного вознаграждения для тех, кто вовлечен в культурную деятельность.


Айны традиционно проживали не только на острове Хоккайдо, но также на Курильских островах, южной части острова Сахалин и севере острова Хонсю. Айны, численность которых, по разным оценкам, составляет от 25 000 до 250 000 человек, были разделены границей двух государств – Японии и России. Вместе с тем, в новом законопроекте остается незатронутым вопрос о правах потомков тех айнов, чьи предки проживали на Сахалине и Курильских островах, но были насильственно переселены в Японию правительством Мэйдзи.


Кроме того, недавнее высказывание Президента России Владимира Путина о возможности официального признания российских айнов в качестве коренного народа России, вызвали беспокойство со стороны японских айнов по поводу того, что в Японии айны могут не получить таких же благоприятных условий в отношении коллективных прав на ловлю рыбы.


Проводя данную пресс-конференцию, айны-активисты и их сторонники надеются привлечь внимание к тому, что новое законодательство, предложенное кабинетом министров Японии, не удовлетворяет требования айнов. Представители айнских общественных организаций также надеются привлечь мнение международного сообщества к данному вопросу и таким образом оказать влияние на японское правительство для того, чтобы оно пересмотрело законопроект и выполнило свои обязательства перед коренным народом, живущим на территории Японии.

Видеозапись пресс-конференции (рабочие языки: японский и английский)>>>

Заявление правительству Японии с требованием отзыва нового законопроекта, касающегося айнов

                               22 февраля 2019 г.

Председатель Ассоциации айнов Карафуто (энчиу) Тадзава Мамору   

Мы, энчиу, айны Карафуто, столетиями проживали в южной части острова Сахалин (Карафуто), с давних времен жили и воспитывались на Айну Мосири (земле айнов). Мы, энчиу, активно вели торговлю с соседними народами, такими как нивхи, ульта и др., а также имели торговые связи с японцами, китайцами и русскими. Мы сосуществовали в мире с другими народами на острове Сахалин до тех пор, пока Япония и Россия не начали соперничество за эту землю для расширения своих территорий. Мы жили своей жизнью, благополучно сосуществуя с другими народами.

Однако правительства обеих держав в ходе конфликта за право владения островом в одностороннем порядке включили народ энчиу в состав своих подданных. Затем, в 1875 году японское правительство после подписания Санкт-Петербургского договора принудительно переселило 841 айна Карафуто в район Соя, находящийся на острове Хоккайдо, а в следующем 1876 году повторно принудительно переселило 854 айна Карафуто в местность Цуисикари, находящуюся в нижнем течении реки Исикари. В результате резких изменений среды обитания и условий жизни, а также по причине ослабления иммунитета и физического истощения, всего за несколько лет погибли более чем 300 человек, став жертвами таких инфекционных заболеваний, как холера, оспа и др., которые до этого момента не были известны айнам Карафуто.

Позже, согласно Портсмутскому мирному договору 1905 года, после окончания Русско-японской войны, южная часть острова Сахалин (Карафуто) стала колониальным владением Японии, и многие айны Карафуто, находящиеся в Цуисикари, вернулись на родину. Но и здесь айны Карафуто были принудительно переселены в 10 селений (котан) японским правительством, которое стремилось закрепить колониальное господство над вошедшей в состав Японии южной частью острова Сахалин (Карафуто). Айны Карафуто, которых японское правительство классифицировало как «аборигенов Карафуто», получили японское гражданство и были официально включены в число японских подданых в 1932 году.

В конце Второй мировой войны в августе-сентябре 1945 года остров Сахалин, так же, как и Курильские острова, стал местом военных действий между Советским Союзом и Японией, в результате чего многие айны Карафуто, спасаясь от вторжения советской армии и господства Советского союза, эвакуировались на Хоккайдо. Многие из тех, кто эвакуировался на Хоккайдо, оказались в местности Ваккасакунаи (дословно на айнском языке: «река, в которой нет питьевой воды»), которая в настоящее время является территорией города Тоётоми префектуры Хоккайдо. Люди, переселившиеся в Ваккасакунаи, были вынуждены в суровых условиях на неосвоенных землях заново создавать поселения.

Однако японское правительство не включило в программу школьного образования сведения по истории и истинном положении айнов, в том числе и энчиу. До сих пор продолжают нарушаться основные права энчиу как коренного народа, в частности, нарушается право на самоопределение и др. Вместе с тем, энчиу являются жертвой японо-российского территориального соперничества и колониальной политики, проживая на чужой для них земле, на острове Хоккайдо.

Нам стало известно о том, что 15 февраля 2019 года японское правительство представило парламенту на рассмотрение новый законопроект, касающийся айнов, и мы, ознакомившись с его полным текстом, размещенном в открытом доступе, не могли не удивиться его содержанию. В новом законопроекте под термином «айну» понимается «общее для государства и общества наименование нескольких этнических групп, объединенных под данным названием», и мы понимаем данную трактовку так, что энчиу также являются одной из таких этнических групп, входящих в состав «айну». Многие айны не ознакомлены с содержанием законопроекта, вместе с тем, данный документ будет принят и обретёт юридическую силу несмотря на то, что он не обсуждался в достаточной степени, а его содержание не отражает мнение различных групп айнов, включая энчиу. Чрезвычайно прискорбно, что данный закон не отвечает требованиям айнов. В этой связи, мы выступаем с призывом отсрочить принятие данного закона, требуем его пересмотра, и создания такого закона, который бы удовлетворил требования айнов и был разработан при непосредственном участии айнов в соответствии с нижеизложенным:

  1. Мы, энчиу, айны Карафуто, были исключены из процесса разработки нового законопроекта. Новый законопроект не содержит ни одного положения, касающегося айнов Карафуто. Поэтому мы требуем предоставить помещение и время для тщательного обсуждения закона, в котором будут участвовать не только представители айнов, основавших издавна на всей территории Хоккайдо котаны (айнские поселения), но также представители айнов Карафуто (Южного Сахалина) и айнов Тисима (Курильских островов), представители айнских организаций, расположенных на всей территории Японии и представители малых народов, таких как нивхи и ульта. Решения, вынесенные во время обсуждения, мы требуем внести в текст закона.

  1. Мы требуем, чтобы коренными народами признали не только айнов Хоккайдо, но также айнов Карафуто (Южного Сахалина) и айнов Тисима (Курильских островов), а также требуем, чтобы в новом законе были четко прописаны и гарантированы основные права коренных народов (такие как, право на самоопределение и др.), то есть права, которыми до колонизации владели все группы айнов, проживавшие на территории современного острова Хоккайдо, Карафуто (Южного Сахалина) и островов Тисима (Курильских островов).
  2. Для осуществления политики, базирующейся на восстановлении основных прав айнов, необходимы правильное понимание и осознание истории колонизации острова Хоккайдо, Карафуто (Южного Сахалина) и островов Тисима (Курильских островов), искренние извинения и реализации таких мер по отношению к коренному населению, которая основывается на тщательном обдумывании всего вышеизложенного. Следовательно, правительство Японии несет ответственность за осуществление принудительного переселения айнов и за принятие «Закона о защите бывших аборигенов». Правительство Японии также совместно с айнами, проживающими на всей территории Японии (включая энчиу), учеными и правительством России несут ответственность за проведение надлежащего исследования и разбирательств, посвящённых проблеме отрицательного воздействия колонизации на развитие айнов (энчиу), которая замалчивалась на протяжении многих лет.
  1. Для реализации вышеуказанных требований, достижения долговременного эффекта от их реализации наиболее необходимым условием является создание айнами самостоятельного консультативно-совещательного органа и обретение независимости в решении вопросов, касающихся айнов. Правительство Японии обязано закрепить гарантию основных прав айнов (в том числе энчиу) в Конституции и других законах, а также обеспечить политическую, экономическую, социальную, культурную поддержку для обретения айнами (в том числе энчиу) такой независимости.


Источник: Альянс граждан по инспектированию политики в отношении айнов

Источник

От admin

Основатель сайтов: https://kmns.ru/ https://soccontract.com/ - социальный контракт, бизнес-план для социального контракта. https://teoplan.ru/ - разработка бизнес-планов в т.ч. на гранты КМНС

Добавить комментарий

Translate » Перевод