Почти три века назад телеуты — коренные жители Кузбасса — кочевали из края в край, промышляли скотоводством и охотой, жили в юртах. Сейчас на территории Кемеровской области всего их проживает чуть более 2 тысячи человек.

Телеуты ведут своё происхождение от тюркоязычного населения. Своё название они получили от слова «тёль», что в переводе означает «семя». Для этого народа огромное значение имела семья, род, предки.

Хотелось бы верить, что на улицах Беково до сих пор можно встретить женщину в длинном цветастом платье, выходящую из юрты, или удалого телеута, летящего на коне. Но современный быт этого народа теперь практически не отличается от «нашего» — от быта пришлых людей.

Живут они в обычных домах, ухаживают за огородами, работают трактористами, инженерами, музыкантами – всё почти как у нас. Но всё же современные телеуты стараются не забывать своих традиционных промыслов. Пытаются возродить валяние из шерсти и пошив национальных кукол. Это работа не только взрослых, но и детей, которые с удовольствием посещают кружки в доме культуры: «Золотые ручки», «Рукодельницы», кружки изобразительного искусства.

 

История народа теле прослеживается в летописях с раннего Средневековья. В 391 году они были покорены табгачами, в 403 году — жужанями. В 480-х годах теле удалось добиться военных успехов (взятие Гаочана и разорение Юебани) и создать союзное китайцам государство Гаогюй, но вскоре оно распалось, и теле были побеждены эфталитами. В начале VI века теле с переменным успехом вели войны с жужанями, однако около 550 года были покорены тюркютами и стали подданными Тюркского, а позднее Восточно-тюркского каганатов.

После распада Восточно-тюркского каганата с 630 года по 1207 год телеуты, по всей видимости, не входили ни в какие военно-политические союзы и были предоставлены сами себе. Об этом периоде времени жизни телеутов не имеется достоверных исторических сведений. В своей книге «Древние тюрки» Л.Н.Гумилев, ссылаясь на источник «Юань чаомиши», пишет, что телеуты «упоминаются в числе суверенных племен, покоренных в 1207 году Джучи-ханом». C этого времени на несколько веков они оказались в орбите влияния монголов. После распада империи Чингис-хана в XIII веке на несколько улусов, телеуты оказались в Улусе Угэдея, затем вошли в состав Ойратского ханства и вновь обрели независимость лишь в XVI веке в результате ослабления гегемонии ойратских ханов в Центральной Азии. Степень этой независимости или централизации телеутских родов остается неясной.

B XVI-XVIII веках телеуты кочевали в Верхнем Приобье и предгорьях Алтая по обеим сторонам Оби, таким образом, ареал их проживания включал земли между реками Иртыш на западе и Томь на востоке в их верхнем и среднем течении. Судя по более поздним письменным источникам и свидетельствам путешественников, посещавших Сибирь, телеуты занимались полукочевым скотоводством, охотой, собирательством и рыбной ловлей, что подтверждают находки в местах стоянок костей как диких, так и домашних животных. Известно им было и земледелие, хотя и примитивное. К XVII столетию, ко времени прихода русских в Сибирь, у телеутов сложились патриархально-феодальные отношения. Более сильные племена не только оттесняли и поглощали слабые, но в ряде случаев покоряли их с целью получения дани. Телеуты тоже имели зависимое от них население «кыштымы», у них были и рабы, захваченные во время столкновений с соседями.

В XVII в. телеуты попали под влияние России, многие из них выехали в район Томска, где были со временем ассимилированы сибирскими татарами и составляют в настоящее время отдельную этнотерриториальную группу татар-калмаков.

Однако, долгое время телеутская феодально-племенная знать, за спиной которой стояла Джунгария, оставалась главным противником русских властей в Верхнеобье и в Горном Алтае. Земли телеутов на протяжении всего XVII века играли роль своеобразного буфера между русскими уездами и владениями «черных калмыков» (западных монголов). До 80-х годов XVII столетия телеутские князья из дома Абаковичей (сам Абак, его сын Кока и внук Табун), лавируя между Россией и Джунгарией, ухитрялись сохранять независимость или значительную самостоятельность, и даже, в той или иной степени, подчиняли себе другие алтайские племена облагая их данью (алманом). Телеутская знать упорно старалась сохранить свою монополию на эксплуатацию всего алтайского населения и поэтому всячески противодействовала проникновению русских в районы Верхнего Приобья и Горного Алтая. Известный археологический памятник «Чертово городище» в Новосибирске, по мнению краеведов, представляет собой следы пограничного укрепления самих телеутов или зависимых от них чатских татар на так называемой «телеутской меже», разделявшей сферы влияния русских и кочевников.

С начала XVIII века большая часть телеутов кочевала в пределах Джунгарии. К 1760-м годам в силу ряда разрушительных внутренних и внешних причин, решающей из которых стала война Джунгарии и Китая, улусное объединение телеутов окончательно распалось и телеуты оказались рассеянными.

Под угрозой захвата Цинской империей оказались и алтайские племена. Они оказывали упорное сопротивление. однако силы были неравны. Спасаясь от закабаления или даже физического истребления, алтайцы бежали к русской границе, пробиваясь к ней с ожесточенными боями. Иногда из тысячных отрядов цели достигали лишь десятки человек. Вот как описывал эти события телеутский зайсан Бок: «… С пять тысяч кибиток на лошадях и верблюдах едва и живот свой бегом спасали, потом и к русским границам с немалым поспешанием стали приближаться… И токмо в тридцать пять человек пешими пришли в Усть-Каменогорскую крепость» Уже в первый год войны алтайские зайсаны писали коменданту Бийской военной линии полковнику де-Гаригге: «Дай нам людей на сбережение, сбереги от злого времени, в нашей земле, где приглянется, стройте город» От имени всех зайсанов к русским направили зайсана Наамкы. Он предлагал уплатить ясак вперед и брал обязательство выставить по требованию Русского правительства две тысячи воинов. В мае 1756 года было принято решение о приеме алтайского народа в состав России. В июне начался массовый прием алтайцев в Бийской и Катунской крепостях и в других пунктах военной линии. К ноябрю 1756 года было принято 13 тысяч кибиток. Часть новых подданных, главным образом джунгар, была переселена на Волгу, к поволжским калмыкам, часть поселили в Красноярском уезде. Однако, большинство осталось в верховьях Оби или вернулись на Алтай.

Таким образом, в одних случаях телеуты полностью растворились в иноэтнической среде, в других — послужили важным компонентом в формировании новых этнических общностей. По мнению Л.П.Потапова, телеутам принадлежит исключительная роль в этногенетическом формировании всех групп алтайцев, как северных, так и южных.

В конце XIX — начале XX века сложились бачатская, томская, чумышская и алтайская этно-территориальные группы. Они отличались особенностями родового состава, диалектов, а также хозяйственного и культурного развития. Наиболее самобытной в этническом отношении остается бачатская группа.

У телеутов сложилось два основных хозяйственно-культурных типа: кочевые скотоводы горно-степной зоны и пешие охотники таежно-степной зоны. Благодаря влиянию русских с XVII века стало активно развиваться оседлое земледельческо-скотоводческое хозяйство. Из хлебных злаков сеяли рожь, овес, ячмень, пшеницу, просо. От мотыг (абыл) и простейших сох (андазын, салда) перешли к сложным сохам. В наибольшей степени традиционные черты сохраняло коневодство, хотя держали и крупный рогатый скот, свиней и коз.

Характерными типами жилища в это время были аланчык — наземная каркасная коническая постройка из жердей и коры или бересты. Внутри жилище делилось на мужскую и женскую части.

В отличие от женской традиционная мужская одежда к ХХ веку почти не сохранилась, хотя отдельные элементы костюма: кафтан, теплый стеганый халат, шубы, кожаная обувь типа поршней бытовали вплоть до 1960-х годов. Шаровары из ситца или холста, длинное платье туникообразного покроя с накладным праздничным нагрудником, легкий кафтан из шерстяной или плотной ситцевой ткани на подкладке, шелковые праздничные халаты принадлежали к традиционному женскому одеянию, как и теплая верхняя одежда — стеганый халат и шубы. Украшения — накосники, серьги, кольца, перстни, браслеты, броши из меди и серебра.

К блюдам традиционной кухни относятся тутмаш (бараний бульон с кусочками теста, луком и мясом), кан (колбаса из овечьей или конской крови с луком или чесноком), т`оргом (тонко нарезанные кусочки овечьих внутренностей, сала и т.п., перевязанные тонкой кишкой), а также супы из мяса сусликов, сурков, барсуков, вяленое конское мясо, засоленный подшейный жир лошади, большие пельмени в форме полумесяца (пелмен), пироги, блины, печенье, заимствованные у русских. Традиционными напитками и продуктами из молока можно назвать айран, чегень, аракы (молочную водку), сыры, варенец, сметану и др.

Общественным укладом телеутов до их вхождения в состав России служила кочевая улусная организация. Улусы XVII-XVIII веков представляли объединения родов (сеоков). Власть в улусе наследовалась в рамках одного «княжеского» рода, при котором существовали особые привилегированные кланы (укту — «лучшие люди»), отличавшиеся от различных категорий населения.

Шаманизм, основой которого является анимизм, — традиционная религия телеутов. По представлениям шаманов, Вселенная состоит из нескольких сфер, небо имеет 16 слоев, на которых живут духи-небожители (ульгени).

В приобщении народа к христианству большую роль сыграла Алтайская духовная миссия. В конце XIX века миссионеры открыли в телеутских селениях первые школы, а в начале ХХ века сформировалась национальная интеллигенция: священники, учителя, краеведы.

Среди национальных обычаев интересны две формы брака v сговор (сватовство) и умыкание (похищение). Вплоть до 1920-х годов практиковались браки несовершеннолетних: взрослую девушку выдавали замуж за 10-12-летнего мальчика. Свадебные церемонии, как правило, включали сватовство (куда), мирение (яраштык) и свадебный пир (той).

Телеуты считают покровительницей детей Май-эне — молодую, красивую, добрую женщину. Ритуал укладывания ребенка в колыбель совершался в новолуние в присутствии только старых людей. Похоронно-поминальный обряд со второй половинs XIX века в основном соответствовал православным нормам (кроме телеутов-мусульман). Православные исповедовались перед смертью, отпевали покойников, умерших хоронили обычно на второй день после смерти или же в день смерти.

С конца XIX века в общественный быт прочно вошли христианские праздники, причем традиционные телеутские ритуалы приурочиваются к церковным датам. Обычай коллективных угощений по случаю осеннего забоя скота сохранялся вплоть до середины ХХ века.

От admin

Основатель сайтов: https://kmns.ru/ https://soccontract.com/ - социальный контракт, бизнес-план для социального контракта. https://teoplan.ru/ - разработка бизнес-планов в т.ч. на гранты КМНС

Добавить комментарий

Translate » Перевод