Молодые тундровики не хотят возвращаться в стойбища

Представители КМНС – коренных малочисленных народов Севера – ведут весьма своеобразный образ жизни. Даже сегодня они предпочитают проживать в кочевых стойбищах, разводить оленей, охотиться и ловить рыбу, продолжают жить в чумах. При этом они не какие-нибудь люди из прошлого: ненцы, ханты, манси и другие северные народы цивилизованы не меньше, чем все прочие российские граждане. В любом нормальном стойбище есть генератор, вырабатывающий электричество, у тундровиков есть бытовая техника. Многие даже владеют фирменными снегоходами. Нельзя также сказать, что живут они бедно, часто это очень обеспеченные и даже богатые люди, особенно если хорошо работают. Добавим к этому различные социальные программы, благодаря которым жители стойбищ имеют квартиры в городе, а их дети учатся в городских школах и интернатах. Многие из них служат в армии. Тундровики, конечно же, имеют российские паспорта и страховые полиса. Разве что нередко у них случаются разногласия с полицией: по закону, в любой квартире, где есть оружие, должен быть установлен специальный сейф для его хранения, а в чуме такой не поставишь. Но это уже издержки, так сказать, кочевой архитектуры.

 

Любой тундровик может вот так просто взять и переселиться в город. Но они не хотят, предпочитая свой, традиционный жизненный уклад.
Но это справедливо не для всех. Всё чаще молодые тундровики, оканчивающие школы-интернаты в городах и посёлках, не хотят возвращаться в стойбище. Эти молодые люди желают стать «современными», городская жизнь кажется им более интересной. Тем более что в стойбище благополучие семьи всегда зависит от тяжёлого, упорного и постоянного труда. Вкусив знаний, бывшие кочевники становятся горожанами.

Не у каждого ненца или ханта получается закрепиться в городе. Ведь здесь нужно получать высшее или среднее специальное образование, а желание учиться есть далеко не у всех. Без образования чаще всего можно устроиться лишь на низкооплачиваемую работу. Это приводит к тому, что некоторые тундровики со временем возвращаются домой, в стойбища.

 

Такая система образования нередко калечит психику людей, так как отрывает их от семьи и привычного уклада и при этом не гарантирует успех в будущем. Одним из путей выхода из создавшейся ситуации стали кочевые школы и детские сады. В некоторых северных регионах такие создаются уже довольно давно, однако в других они пока в новинку. В Ямало-Ненецком районе первую такую школу создала несколько лет назад Анна Неркаги – ненецкая писательница. Сама она училась в городской школе-интернате, однако сумела не забыть национальные корни.

Кочевая школа имеет свои особенности. К примеру, помимо обычных школьных предметов там обучают тому, что пригодится в жизни любому тундровику: шить одежду, строить чум, ставить капкан, охотиться и ловить рыбу. Учителя должны уметь водить снегоход, оказывать первую помощь и делать ещё немало вещей. Желательно, чтобы в школе были задействованы современные технологии, позволяющие, в частности, обучаться по интернету.

 

Поскольку педагогов из числа ненцев, хантов, манси и других народностей пока немного, чаще всего в кочевых школах работают русские преподаватели из городов. Для этого они должны быть хорошо «подкованы»: знать местные языки, разбираться в культуре кочевников и быть готовы к постоянным переездам с место на место.

 

Благодаря кочевым школам дети тундровиков больше не отрываются от стойбища и семьи. Другой вопрос, настолько необходимо полноценное среднее образование в кочевом стойбище, ведь основная его задача – подготовить человека с современной «городской» жизни.

www.kmns.ru

От admin

Основатель сайтов: https://kmns.ru/ https://soccontract.com/ - социальный контракт, бизнес-план для социального контракта. https://teoplan.ru/ - разработка бизнес-планов в т.ч. на гранты КМНС

Добавить комментарий

Translate » Перевод