Ханты: неисправимые язычники
Ханты, как и манси с венграми, являются народом угорской подгруппы. Несмотря на схожесть соседями-манси, они имеют ряд своеобразных черт, которые выражаются в том числе и в образе жизни. Манси изначально жили в тундре и охотились на оленей, а затем принялись их одомашнивать и разводить. А ханты были лесными жителями, и они до последнего занимались охотой, собирательством и рыбной ловлей. Некоторые из них, правда, в XIX веке по примеру соседей тоже стали разводить оленей, но в целом их быт и хозяйство оставались прежними. Это определило и характер хантов: они менее сговорчивые, чем манси, склонны держаться собственной культуры, понятий и верований.
Есть у хантов легенда, повествующая о встрече хантыйского князя с Ермаком. Они вначале подружились, но затем Ермак стал склонять князя к принятию русской веры. Друзья заспорили и стали меряться силой своих шаманов. Князь предложил изрубить его шамана на куски, и если он оживёт, то русские оставят их народ в покое; если не оживёт, то проигравший спор князь подчинится русским. Шаман оказался живучим и каждый раз воскрешал из «осколков», однако Ермак бросил его в огонь, и тот сгорел. В качестве своего «шамана» Ермак показал ружьё, выстрел которого сильно напугал хантов. Однако приближённые князя заподозрили неладное, поэтому выставили свои условия. В результате князь с Ермаком заключил компромиссный договор: хантов царь не будет забирать в солдаты, не будет заставлять принимать христианскую веру и позволит жить своими порядками, а они регулярно будут платить подать.
Эта старинная легенда не так уж далека от истины. После покорения Сибири русские землепроходцы, устраивая на землях хантов свои города и крепости, не стали насильно навязывать местным жителям свои порядки, больше того – знатных хантов они ставили наместниками. Такое отношение было выгодно для русских, поскольку позволяло получать богатую дань.
В легенде ханты показаны гордыми и непокорными, но при этом дружелюбными и не воинственными. Такие они и в жизни.
Кстати, о верованиях. Многие ханты до сих пор остаются язычниками, хотя формально называют себя православными. Доходит до того, что в образах христианских святых они почитают собственных богов и проводят соответствующие обряды. Например, смазывают лица святых на иконах кровью жертвенных животных. Ведь святой Николай для них – это не кто иной, как сам Нуми-Торум, верховный бог. А Дева Мария – это сама богиня-матерь Калтась-Эква. В старину подобное «христианство» было характерно для очень многих языческих народов, однако ханты продолжают практиковать это до сих пор.
Быт и обряды хантов многих неподготовленных «урусов» могут шокировать. К примеру, несмотря на то, что медведя ханты считают божественным животным и тотемическим предком, они никогда не упускают случая поохотиться на него. Убийство медведя или медведицы празднуется шумно и долго – в течение нескольких дней. При этом устраивается пир, главным блюдом на котором является, конечно же, медвежатина.
Как уже говорилось, в последнее время ханты освоили оленеводство. Владельцы стад кастрируют самцов, чтобы они не дрались за самок и лучше набирали вес. Только кастрацию оленей ханты традиционно проводят… собственными зубами. Несмотря на современные методы и средства, некоторые местные оленеводы продолжают делать это по старинке.
Обычные блюда хантов – сырое мясо оленей, костный мозг из их скелета, кровь только что убитого животного, а также ханыга – полупереваренное содержимое оленьего желудка (ягель, трава, ягоды, грибы). Ханыга у хантов считается главным деликатесом.
Пережитком первобытной эпохи у хантов является кровная месть. Причём она распространяется не только на людей, но и на медведей: если медведь убил человека, то его родичи должны отправиться в лес и застрелить животное. Труп такого медведя принято сжигать, а не съедать, и праздника в честь убийства такого медведя не устраивают.