skip to Main Content
Х МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ РЕМЕСЕЛ КОРЕННЫХ НАРОДОВ МИРА «ЮГРА – 2018»

Х МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ РЕМЕСЕЛ КОРЕННЫХ НАРОДОВ МИРА «ЮГРА – 2018»

Концепция Фестиваля

Традиционная народная культура – это особая ценностная система, основу которой составляет космоцентричное сознание, побуждающее к выстраиванию гармоничного сосуществования человека и природы. При этом в культурном наследии народа воплощены базовые жизненные ценности – те, которые мы сегодня называем общечеловеческими. И как раз этот ценностный аспект является интегрирующим и консолидирующим началом, составляя духовное единство многочисленных этносов нашего государства и при этом оставляя полный простор для каждой этнической культуры в уникальном художественном выражении.

Наше время динамично трансформирует и образ народа, и связанные с ним ценности, символы, формы социального поведения, эстетические и этнические ориентиры. Потребность в ощущении себя частью уникального народа с его неповторимой великой культурой важна для каждого современного человека. Именно в обеспечении возможности идентифицировать себя с высокой духовностью видится сегодня одно из фундаментальных значений традиционной художественной культуры. Но для этого необходимо, как минимум, чтобы народное наследие, искусство сохранялось в современной культуре в живых реальных формах бытования, находило свое место в структуре актуальной культуры, становилось одним из базовых компонентов современной жизни.

Присутствие полноценного слоя народных художественных промыслов, фольклора в структуре разветвленной, многоуровневой культуры современного социально дифференцированного общества становится фактором, позволяющим судить об экологии культурной среды, в которой пребывает наше общество. На фоне ускоряющегося научно-технического развития, повсеместной стандартизации условий труда и быта, включения людей во все более дифференцированные виды трудовой деятельности развивается тенденция усреднения, выравнивания, а очень часто – и унификации культур, проявляется феномен культурного однообразия. Именно поэтому мы должны беречь наши регионально-этнические культурные традиции.

 

Традиционная художественная культура противостоит процессам культурной глобальной мутации, изменившей жизненный ритуал человека постиндустриального общества и повлиявшей на психотип восприятия мира. Поэтому актуально обращение к тому, где народная культура, народное искусство, народные производства могут внести принципиальные изменения в научную и образовательную инфраструктуру, программы управления.

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре ведется комплексная работа не только по возрождению, сохранению, но и развитию наследия традиционной художественной культуры в современных условиях. Особое внимание в регионе уделяется сохранению и развитию уникальной самобытной традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера. Осуществляется перевод базовых категорий и понятий традиционной художественной культуры в систему правовых и нормативных комплексов как способа моделирования принципов сохранения регионального и отечественного наследия. Исследуются вопросы типологии, структуры, условия реконструкции ремесленных технологий и промысловых форм народного искусства Югры. Реализуются программы по адаптации, снижению социальной и экономической напряженности населения средствами народного искусства, вопросы развития предпринимательских инициатив, способы функционирования народных промыслов, учреждений культуры, Домов ремесел, иных организационных форм, реализующих творческий потенциал народного искусства.

Значение фестиваля заключено в том, что ремесло, как часть повседневной жизни, остается основным условием сохранения особой специфической ментальности народа. Представление о духовной самобытности и моральных смыслах, взаимоотношений народа с другими народами скреплено вещественными источниками – орудиями производства и созданными с их помощью предметами материального круга: постройками, охотничьим оружием, музыкальными инструментами, украшениями, текстилем, посудой, всем, что является результатом трудовой деятельности человека. Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа об исторических событиях, но дают человеку возможность овладеть понятиями целостности жизни, ее высоким духом общей цели жизни, миропонимания, переживания, эстетического и этического ощущения цели и событий. Труд приводит человека к пониманию экологии, рациональности, достаточности в использовании ресурсов природы, внутреннего равновесия, гармонии, ощущению общего единства народов.

Основы ремесла и промысловых задач ручного технологического опыта способствовали некогда возникновению и развитию архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, некоторых направлений изобразительного искусства. Ручной предметный мир является идеальным средством воспитания, соединяющим сенсорные, сензитивные резервы памяти с эмоциональным переживанием и формированием абстрактного мышления, необходимого для опыта общественного созидания. В значительной степени именно народное искусство является условием сохранения духовности российского потенциала и по сути оно является индикатором и запускает остальные процессы духовного опыта. Современный народный мастер является не только носителем родового опыта и памяти своей семьи и своего народа. Его отличает владение общими знаниями из областей археологии, этнографии, искусствоведения, педагогики, и поэтому новый общественный статус ремесла, основанный на исторических выводах о закономерностях культуры, являются результатом соединения конкретного опыта и законов научной реконструкции. На фестивалях важным является представление опыта реконструкции в области археологической керамики, археологического и этнографического текстиля, раскрытие сохранившихся народных традиций в росписях, войлочных технологий, резьбе по дереву и других направлений народного искусства. В обществе происходит прозрение своих лучших качеств – народное искусство осознается психологическим ментальным явлением, особой формой культуры, крайне необходимой для педагогики, социологии, экономики.

Фестивальный опыт демонстрирует обмен мастерством, знаниями, технологиями ремесленных практик, что позволяет консолидировать и усиливать сопротивляемость человеческого организма к деструктивным, разрушающим тенденциям в культуре, выводит творчество на новый высокий уровень.

Фестиваль выявляет ряд важнейших особенностей. Если явления глобализма естественны в медицине, современных производственных задачах и военных технологиях, то в отношении духовной традиции, первое место принадлежит культуре и искусству и первейшее – народной культуре и народному искусству как основания Отечества. Поэтому те процессы, которые свидетельствуют о социальных аспектах кризиса в России – как результатах глобальной культурной мутации, изменившей жизненный ритуал человека постиндустриального общества, могут быть преодолены средствами народного искусства, и его встраиванием в структуру формирования психофизиологических качеств в процессе воспитания.

Ручной предметный и музыкальный фольклорный мир, являясь идеальным средством образования и воспитания, соединяет сенсорные, сенситивные резервы памяти с эмоциональным переживанием и формированием абстрактного мышления, необходимого для опыта общественной жизни. В значительной степени именно народное искусство является условием сохранения духовности российской жизни и по сути оно является индикатором остальных процессов духовного опыта. Существуют проблемы использования в образовании средств традиционной культуры, поэтому должны определить принципы использования народного искусства в целях образования. Образование выступает одним из важнейших каналов трансляции культурных традиций.

Задача изучения традиционной культуры связана с определением роли искусства как носителя нравственных ценностей и развития творческого опыта в современной жизни. Эта задача обусловлена спектром проблем типов и форм функционирования традиционной культуры в обществе. Центры сохранения культуры, творческие коллективы, производственные мастерские, ведущие мастера народного искусства являются носителем родового и семейного опыта, признаков самобытности этносов, как части и основы российской отечественной культуры. Их состояние связано с расширением качества общего знания: владением общими знаниями из областей археологии, этнографии, искусствоведения, педагогики, социологии, психологии и поэтому новый общественный статус ремесла, основанный на исторических выводах о закономерностях культуры, являются результатом соединения конкретного опыта, законов научной реконструкции и требует методологического основания.

Особенной ценностью является то, что национальные стилевые мотивы искусства лежат в основе классического и академического музыкального, хореографического, промышленного творчества и должны быть продолжены в экспериментах современного декоративно-прикладного искусства и дизайна, фольклорного и музыкального наследия, представляющего самобытные черты культуры народов России.

Увеличение числа художественно осмысленных объектов расширяет пространство образности российской культуры в поле ее международной презентации. Данное направление тесно связано с огромным значением опыта научно-технологической и искусствоведческой реконструкции в области археологической керамики, археологического и этнографического текстиля, систематизации принципов традиций Центра и Севера России, Урала, Западной и Восточной Сибири, Юга России и т.д. В обществе происходит прозрение народом своих лучших качеств – народное искусство осознается особой формой живой культуры, крайне необходимой для педагогики, социологии, экономики.

Особенностью народного искусства является историческая достоверность ввиду сохранения до настоящего времени производственной и социальной практики – традиционных видов деятельности многих финно-угорских, славянских, тюркских и др. народов в укладе сельской среды, городских традиций. Представления мира, вселенной, космоса, природы и человека как единого целого отражаются в искусстве всех народов. Эти представления сформированы опытом длительного соседского проживания и находятся в отношениях общественного пространства – воспитания, образования, культуры, производства. Особенность связи искусства и производства закреплена в событиях повседневной жизни, традициях, обычаях и проявляется в законах живой культуры — одной из живых особенностей ее передачи.

Промыслы – категория, относящаяся к области экономики и видам организации производственного труда для изготовления изделий от форм кустарного производства для внутрисемейного употребления до сложных коллективных форм организации производства, в советское время существовавших в структуре художественной промышленности и подчинявшихся Министерствам местной промышленности.

Промысел, как экономическая категория обусловлен самой материальной потребностью в изделиях их изготовления и реализации, создания маркетинговых условий, рекламы, программ инвестирования и получения прибыли.

Ремесла (художественные ремесла) – это условия и сфера технологического освоения традиционных приемов в видах творчества и народного искусства для решения задач сохранения национальных традиций культуры народов России, основанных на сложившихся в течение многих столетий образных представлений о мире, культурной памяти народов, питающей современные культурные и образовательные инициативы, направленные на сохранение ценностей отечественной культуры и являющиеся средством воспитания, передачи идей патриотизма, сохранения и развития этнокультурной идентичности, и выполняющих в обществе широкие социокультурные функции.

Идея фестиваля исходит из представления о том, что культурным достоянием любого региона, нуждающимся в заботе и поддержке современного общества, в равной степени являются как памятники и музейные коллекции, так и создавшие их мастера, объединения, учреждения, обеспечивающие воспроизведение и трансляцию культурных традиций.

Цели и задачи фестиваля:
— содействие развитию и трансляции лучших традиций народного искусства коренных народов мира;
— укрепление сотрудничества между странами, регионами, городами, организациями различных форм собственности и мастерами в сфере народных художественных промыслов и ремесел мирового сообщества;
— гармонизация межнациональных отношений, расширение международных и межрегиональных связей;
— определение общих стратегий и форм взаимодействия на различных уровнях управления в новой социально-культурной ситуации;
— проведение анализа проблемной ситуации и оценки культурных ресурсов территорий участников фестиваля;
— разработка общерегиональных приоритетов, направлений и стратегий сохранения и развития забытых традиционных промыслов и ремесел;
— налаживание связей между музеями, Центрами ремесел, Центрами национальных культур, художественными учебными заведениями округа, России и зарубежных стран;
— формирование и обновление корпоративного банка профессиональной информации, ориентированного на потребности учреждений культуры и мастеров народного искусства;
— сохранение и развитие семейных традиций художественного ремесла;
— содействие муниципальным образованиям автономного округа, организациям в выработке и практической реализации выбранной ими стратегии в области возрождения, сохранения и развития народных художественных промыслов и ремесел.
— организация обмена опытом, обобщение и представление информации о состоянии развития народных промыслов и ремесел коренных народов мира, а также подготовка предложений по совершенствованию сотрудничества, мероприятий в области сохранения и развития народных художественных промыслов и ремесел.

Международный фестиваль ремесел в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре проводится с 2000 года один раз в два года.

За восемнадцать лет истории Фестиваля проведено: 10 научно-практических конференций, 25 научно-практических семинаров, 600 мастер-классов для детей и 960 — для разновозрастной аудитории. Народное искусство коренных народов экспонировалось на 45 выставках, создан музей традиционного искусства финно-угорских народов.

В работе фестивалей приняло участие более 90 тысяч человек из разных стран мира и регионов России: Венгрии, Канады, Финляндии, Швейцарии, Эстонии, Карелии, Cербии, Конго, Казахстана, Узбекистана, Башкортостана, Киргизии, Камчатки, Марий — Эл, Мордовии, Удмуртии, Тюменской, Псковской, Архангельской, Рязанской, Московской, Сахалинской, Свердловской областей, Коми-Пермяцкого, Ямало-Ненецкого, и Ханты-Мансийского автономных округов, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Омска, Челябинска, Самары, Тольятти и др.

Выпущены сборники докладов конференций, мастер-классов. Восстановлены забытые и утраченные традиционные промыслы финно-угорских народов: вышивка южных ханты и восточных манси, обработка и ткачество из крапивы, ткачество традиционных изделий из шерстяных нитей (поясов, дорожек и др.), традиционное вязание одной спицей, жаккардовое вязание традиционных изделий северных народов, обработка, пошив изделий из рыбьей кожи и многое другое. Расширены образовательные программы учреждений дополнительного образования, успешно реализуется проект «Школа социальных творческих инициатив «Полет стерха» по социальной адаптации средствами народного искусства, образовательные программы курсов повышения квалификации «Народные художественные промыслы Югры».

Фестивальное движение позволило расширить возможности развития сферы народных художественных промыслов в автономном округе:
— в муниципальных образований автономного округа открылись и активно работают Центры ремесел: в Нижневартовском, Сургутском районах, г.Лянторе, г.Мегионе;
— на территории Югры проведено два конкурса профессионального мастерства «Славим человека труда!» в отрасли «Народные художественные промыслы»;
— возросло число людей, занятых в сфере народных художественных промыслов;
— повысилась квалификация и статус мастеров, получивших признание на Российских и зарубежных конкурсах и выставках;
— проведено тринадцать Межрегиональных детско-юношеских конференций и три Международных конгресса традиционной художественной культуры: проблемы фундаментальных исследований.

С 8 по 10 июня 2018 года на территории города Ханты-Мансийска пройдет X Международный фестиваль ремесел коренных народов мира «Югра 2018» под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, Международной Ассоциации Северных регионов «Северный форум».

Ответственным за проведение Фестиваля со стороны Правительства автономного округа является Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Соорганизатором Фестиваля выступает Администрация города Ханты-Мансийска, Администрация Ханты-Мансийского района.
Ответственным исполнителем по организации и проведению Фестиваля является бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел» (далее – Центр ремесел).

Фестиваль проводится при поддержке общественных организаций: Ассоциация народного искусства и дизайна, Некоммерческий фонд поддержки и развития народных художественных промыслов Югры, Фонд «Центр гражданских и социальных инициатив Югры», региональная общественная организация «Федерация этноспорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (г. Ханты-Мансийск), Общественная организация помощи инвалидам «Нескучающие ручки» (г. Сургут), общественная организация «Спасение Югры» Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Молодежная организация обско-угорских народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также при участии государственных учреждений, подведомственных Департаменту культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры: Окружной Дом народного творчества, Концертно-театральный центр «Югра-Классик», Музей Природы и Человека, Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа», Театр обско-угорских народов «Солнце».

Фестиваль проходит в два этапа в течение года:
I этап «Этнос – Традиция – Ремесло» — трансляция экспозиционно-выставочных, визуальных проектов и выставок участников Фестиваля, Международного конгресса традиционной художественной культуры: фундаментальные исследования народного искусства по городам автономного округа и регионам Российской Федерации.
Выставки:
«Карусель ремесел» /январь — март/, г. Урай;
«Небесный всадник» /апрель — июнь/, галерея «Нагорная», г. Москва;
«Отражение древности» /февраль — сентябрь/, БУ Центр ремесел, г.Ханты-Мансийск;
«Из рук в руки» /март — сентябрь/, БУ Центр ремесел, г. Ханты-Мансийск;
«Больше, чем игрушка» /февраль — октябрь/, «Школа-мастерская народных промыслов», г. Урай;
«По ремеслу и промысел» /май/, Центр культуры и спорта, гт.Талинка, Октябрьский район; /июнь/, МБУ КДЦ «Октябрь», г. Ханты-Мансийск и Нижневартовский район; /октябрь-ноябрь/ ИКЦ «Старый Сургут», г. Сургут.

Мероприятия:
Городской фестиваль мастеров «Промыслы и ремесла» /март/, МАУ «Региональный историко-культурный и экологический центр», г. Мегион;
Круглый стол «Сакральные образы традиционной культуры в современном народном и декоративно-прикладном творчестве народов»/апрель/, галерея «Нагорная», г. Москва;
На круглом столе по вопросам актуальности заявленной проблемы, также будут предложены к обсуждению некоторые вопросы, поставленные на III Международном конгрессе традиционной художественной культуры, проведенного в октябре 2017 года в Ханты-Мансийске.

Экспозиционный проект «Традиционное искусство славянского мира» /май/, КТЦ «Югра-Классик», ко Дню славянской письменности.
Участниками выставок, фестивалей, круглых столов, конференций могут стать этнографы, искусствоведы, сотрудники музеев, домов народного творчества и центров ремесел, представители государственных учреждений, региональной администрации, общественных организаций, мастера народного искусства, представители творческих союзов и ассоциаций городов-участников регионов Российской Федерации и стран дальнего зарубежья, чья деятельность связана с народными художественными промыслами и ремеслами. Материалы круглого стола планируется опубликовать в научном сборнике.

II этап «Традиция – Ремесло – Жизнь» — программные мероприятия в городе Ханты-Мансийске.
В работе Фестиваля используются научно-методические, образовательные, трансляционные, коммуникативные направления и формы работы. В программе Фестиваля планируется провести:
— пресс-конференции;
— научно-практическая конференция «Живые традиции ремесла в искусстве»;
— научно-практический семинар «Исследования деревянного зодчества России. Обмерно-графические работы»;
— международные конкурсы мастерства;
— окружной конкурс-выставка «Юные подмастерья»;
— мастер-классы по добровольчеству (волонтерству);
— выставки и визуальные проекты;
— лаборатории искусства;
— праздничные уличные, традиционные игры коренных малочисленных народов Севера, ярмарочные программы фестиваля с представлением изделий народного искусства регионов Российской Федерации, страны на площадках города Ханты-Мансийска.
Фестиваль ориентирован на формирование новых организационных форм поддержки жизнеспособности народных художественных промыслов и ремесел, мастеров и объединений, подверженных в настоящее время разрушающему воздействию миграционных, урбанистических и других процессов.

Научно-практическая конференция «Живые традиции ремесла в искусстве» проводится в заочной форме.
На конференции планируется обсудить следующие вопросы:
— основные направления современного развития народных художественных промыслов и ремесел коренных народов в России и зарубежных странах;
— основные направления работы организаций, чья деятельность, в той или иной мере связана с художественными промыслами;
— основные формы передачи опыта традиционных промыслов в современный период;
— современное состояние и развитие традиционных промыслов коренных народов мира;
— научный подход к изучению традиционных промыслов и ремесел;
— оптимизация форм государственной поддержки народных художественных промыслов и ремесел в рамках региональной политики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры;
— формы работы центров ремесел с социально незащищенными слоями населения, безработными.

Направления работы секций конференции:
1. Современное народное искусство коренных народов мира;
2. Народное искусство – детям;
3. Ремесленные технологии: прошлое и настоящее;
4. Народные художественные промыслы (аспект социализации);
5. Бизнес — проекции народного искусства.
Участниками конференции могут стать этнографы, искусствоведы, сотрудники музеев, домов народного творчества и центров ремесел, представители государственных учреждений, региональной администрации, общественных организаций, мастера народного искусства, представители творческих союзов и ассоциаций городов-участников регионов Российской Федерации и стран дальнего зарубежья, чья деятельность связана с народными художественными промыслами и ремеслами. Материалы конференции планируется опубликовать в научном сборнике на собранные организационные взносы.

Научно-практический семинар «Исследования деревянного зодчества России» проводится в период работы Фестиваля.
Участниками научно-практического семинара могут стать этнографы, искусствоведы, сотрудники музеев, домов народного творчества и центров ремесел, представители государственных учреждений, региональной администрации, общественных организаций, творческих союзов и ассоциаций, мастера народного искусства регионов Российской Федерации и стран дальнего зарубежья.

Международные конкурсы мастерства — представление мастерства лучшими мастерами традиционного искусства коренных народов регионов России и стран зарубежья.
Номинации международных конкурсов:
1. «Гончарное искусство» — комплект посуды;
2. «Художественная обработка дерева» — традиционная игрушка;
3. «Текстильная кукла, игрушка»;
4. «Художественная обработка бересты» — короб, горлатка или комплект утвари;
5. «Роспись по дереву, металлу» — сундуки (предоставляются), коробья;
6. «Плетение из растительных материалов» — короб или люлька;
7. «Традиционный костюм в миниатюре»;
8. «Художественная обработка кожи животных, рыб, меха» — обрядовый пояс для оленя или хозяйственная сумка;
9. «Художественная вышивка» — платок (косынка) или рукавицы;
10. «Металл, ювелирное искусство» — комплект пуговиц для одежды XVII-XVIII вв.; комплект петель для ворот или мерные весы;
11. «Валяние из шерсти» — обувь, рукавицы, головные уборы;
12. «Ткачество» — половики, пояса, опояски;
13. «Лоскутное шитье» — насундучники или детское одеяло со свивальником;
14. «Традиционное вязание» — носки, рукавицы (шерсть) или традиционный коврик (текстиль);
15. «Художественная обработка кости» — мерные ложки;
16. «Работа с бисером» — накосник, нагрудные украшения или пояс.
Участниками международного конкурса являются мастера народного искусства из числа участников Фестиваля. Конкурсные работы передаются в фонды Музея ремесел Фестиваля.

Окружной конкурс-выставка «Юные подмастерья».
Конкурс проводится для детей и юношества по возрастным группам: 7-9 лет; 10-13 лет; 14-17 лет.
Номинации Конкурса:
— «Волшебная бусинка» — работа с бисером (нагрудные украшения);
— «Петелька за петелькой» — лоскутное шитье (носки, рукавицы);
— «Художественная роспись по дереву» — роспись по дереву (разделочная доска, ложка);
— «Волшебный клубочек»- ткачество (коврик, пояс);
— «Лоскутная пластика»- лоскутное шитье (панно 50х50 см., прихватка);
— «Куклы, игрушки из бабушкиного сундучка»- традиционные куклы и игрушки;
— «Волшебный резец» — резьба по дереву (ложка, черпак, доска);
— «Золотая иголочка» — традиционная вышивка (рушник,салфетка);
— «Народный праздничный календарь» — лубочная картинка, композиция объемная в технике аппликация (цветная бумага, картон, войлок, пластик, текстиль, береста);
— «Чудо-глина» — керамика (игрушка, посуда).
Количество работ определяется исходя из требований: 1 автор (или авторский коллектив) — 1 работа.
К участию в Конкурсе приглашаются учащиеся общеобразовательных учреждений, воспитанники образовательных учреждений дополнительного образования, колледжей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Выставки, визуальные, экспозиционно-выставочные проекты:
— «Небесная богиня», «Отражение древности в искусстве» /БУ Центр ремесел/, «UGRATRENDS». Новое в народном искусстве» /Дом-музей им. В.А. Игошева/, «По ремеслу и промысел» /МБУ КДЦ «Октябрь»/;
— Выставка-ярмарка «Северный мир. Фольк. Арт», «Город мастеров» /парк им. Б. Лосева/.
Участники выставок, экспозиционно-выставочных проектов – музеи, Центры ремесел, общественные организации, творческие союзы и ассоциации, мастера народного искусства, художники народных художественных промыслов регионов Российской Федерации и стран дальнего зарубежья.
Участниками выставки-ярмарки могут стать мастера народного искусства, представители общественных организаций, творческих союзов и ассоциаций регионов Российской Федерации и стран дальнего зарубежья.

Лаборатории искусства, ландшафтные лаборатории, арт-пленер, мастер-классы, летняя сессия «Окружная школа по изготовлению и игре на музыкальных инструментах».
В проектах для детско-юношеской аудитории и семейного посещения мероприятия задействованы следующие направления: народное и декоративно-прикладное, изобразительное искусство, уличное граффити, вокальное, хореографическое и театральное искусство, фольклор.
Проведение интерактивных программ, творческих лабораторий, мастер-классов демонстрирует обмен мастерством, знаниями, технологиями ремесленных практик, что позволяет укреплять преемственность поколений, повышать мотивацию школьников к изучению истории и культуры края, научному исследованию, воспитанию патриотизма, выводит творчество детей и подростков на иной уровень.
Жители и гости автономного округа смогут познакомиться с работой мастеров по изготовлению резной посуды и утвари из дерева, бересты, музыкальных инструментов, этнической одежды и украшений, плетению и ткачеству, гончарству, традиционных кукол, игрушек, а так же приобрести изделия народного и декоративно-прикладного искусства народов мира.

Праздничная уличная программа фестиваля «Культурные коды Югры», ярмарка «Арт. Фольк. Югра» с представлением изделий народного искусства, национальной кухни и быта народов Югры, регионов Российской Федерации, стран зарубежья на площадках г. Ханты-Мансийска будут сопровождаться выступлениями творческих коллективов, играми, песнями, танцами.
Предполагается, что проведение творческих лабораторий, семинаров, конференций, ярмарок, выставок помогут:
— выбрать эффективные стратегии сохранения и развития забытых традиционных промыслов и ремесел;
— переориентировать специалистов народных художественных промыслов и ремесел;
— сформировать оптимальную модель коммуникационного пространства, где центральное место будет занимать «Центр народных художественных промыслов и ремесел» г. Ханты-Мансийска;
— поднять престиж мастера народного и декоративно-прикладного искусства, развивать предпринимательства в сфере народных художественных промыслов и ремесел.

Возрождение забытых ремесел в настоящее время имеет не только национальную, но и культурную международную значимость. Проведение Фестиваля вызывает интерес исследователей (историков, этнографов, культурологов) различных стран мира, занимающихся проблемами культурной инфильтрации, в частности, ученых коренных народов России и зарубежья, интересующихся этими проблемами.
Традиционные художественные промыслы и ремесла Югры представляют ценностный исторический источник, являются частью духовной и материальной культуры коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, имеют свои характерные особенности. Привлечение ученых, специалистов к изучению, исследованию традиционной художественной культуре, народного искусства позволяет выстраивать стратегию, программы и проекты дальнейшего развития данного направления.
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра становится одним из центров развития и аккумулирования культурного фонда не только России, но и мира.
Фестиваль послужит расширению связей и сотрудничества в сфере культуры Российской Федерации и стран зарубежья, способствовать популяризации лучших традиций народного искусства коренных народов мира.

Ожидаемый результат

— выработка общих приоритетов и стратегий сохранения и развития народных художественных промыслов коренных народов региона, Российской Федерации, зарубежья;
— установление творческих и деловых контактов с учеными, специалистами, сотрудниками других ведомств, общественных организаций, потенциальными спонсорами;
— разработка предложений для модернизации деятельности Центров ремесел;
— разработка концепции новой модели Центров ремесел как ресурсных Центров реконструкции и реставрации народного искусства;
— расширение инновационной практики учреждений культуры округа с другими регионами, странами;
— формирование новых моделей подготовки кадров в сфере народных художественных промыслов и ремесел;
— создание проекта развития информационной структуры автономного округа;
— проведение широкого обсуждения региональных, международных проблем возрождения, сохранения и развития народных художественных промыслов и ремесел коренных народов мира.

Сайт фестиваля

Программа проведения X Международного фестиваля ремесел коренных народов мира «Югра — 2018»

Дата

Наименование мероприятия

Место проведения

7 июня

— Заезд участников X Международного фестиваля ремесел коренных народов мира «Югра-2018»;

— встреча гостей фестиваля, размещение в гостинице;

— оформление экспозиции и рабочих мест на площадке фестиваля;

— традиционные игры коренных малочисленных народов Севера;

 парк им. Б. Лосева

— культурная программа: обзорная экскурсия по городу, посещение выставок;

— вечер встречи

г. Ханты-Мансийск

8 июня

— Торжественное открытие фестиваля «Народное искусство Югры – территория равных возможностей»;                                                                                                                   

— Международные конкурсы мастерства по номинациям: «Гончарное искусство», «Художественная обработка дерева», «Текстильная кукла, игрушка», «Художественная обработка бересты», «Роспись по дереву, металлу», «Плетение из растительных материалов», «Традиционный костюм в миниатюре», «Художественная обработка кожи животных, рыб, меха», «Художественная вышивка», «Металл, ювелирное искусство», «Валяние из шерсти», «Ткачество», «Лоскутное шитье», «Традиционное вязание», «Художественная обработка кости», «Работа с бисером».

— Международная выставка — ярмарка  «Северный мир. Фольк. Арт»;

— экспоцизионно-выставочный проект «Город мастеров»

— лаборатории искусства, ландшафтные лаборатории

парк им. Б. Лосева

г. Ханты-Мансийск

9 июня

 

— Международные конкурсы мастерства по номинациям: «Гончарное искусство», «Художественная обработка дерева», «Текстильная кукла, игрушка», «Художественная обработка бересты», «Роспись по дереву, металлу», «Плетение из растительных материалов», «Традиционный костюм в миниатюре», «Художественная обработка кожи животных, рыб, меха», «Художественная вышивка», «Металл, ювелирное искусство», «Валяние из шерсти», «Ткачество», «Лоскутное шитье», «Традиционное вязание», «Художественная обработка кости», «Работа с бисером».

парк им. Б. Лосева

—  Научно-практический семинар «Исследования деревянного зодчества России. Проблемы изучения, сохранения и реставрации памятников гражданской и культовой деревянной архитектуры»

Дом-музей народного художника СССР им. В.А. Игошева

— Обсуждение материалов исследования научно-практической конференции «Живые традиции ремесла в искусстве»

Дом-музей им. В.А. Игошева

— Международная выставка — ярмарка «Северный мир. Фольк. Арт»;

— экспоцизионно-выставочный проект «Город мастеров»

                                                 парк им. Б. Лосева

г. Ханты-Мансийск

10 июня

—  мастер-классы Фонда «Центр гражданских и социальных инициатив»

Дом-музей им. В.А. Игошева

— Международная выставка-ярмарка «Северный мир. Фольк. Арт»           

— Торжественное вручение наград участникам конкурсов мастерства                                                   

— Отъезд участников Фестиваля

парк им. Б. Лосева

г. Ханты-Мансийск

 

  АФИША

— Летняя сессия «Окружная школа по изготовлению и игре на музыкальных инструментах»;

— Выставка рукописей и редких изданий из фондов АУ «Окружной Дом народного творчества»;

— Интерактивная площадка «Культура обско-угорских народов»;

— Интерактивная площадка «Культура русских старожилов и казачества Западной Сибири».

АУ «Окружной Дом народного творчества»

— Окружной конкурс-выставка «Юные подмастерья»

— Выставка «По ремеслу и промысел»

МАУ КДЦ «Октябрь»

— Городской фестиваль национальных ремесел

Стела «Первооткрывателей земли югорской»

Ул. Первооткрывателей, 1

— Выставки государственного художественного музея

— Спектакли кукольного театра

— Спектакли Театра обско-угорских народов «Солнце»

 

Руководитель проекта:
Бубновене Ольга Дмитриевна – директор бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел», E-mail: bubnovene@mail.ru, +7 (3467) 32-23-43.
По общим вопросам:
Берендеева Елена Андреевна – заместитель начальника управления – начальник отдела музеев, библиотек, выставочной деятельности и историко-культурного наследия Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, +7(3467)32-17-05, BerendeevaEA@admhmao.ru.
Григоренко Екатерина Михайловна – консультант отдела музеев, библиотек, выставочной деятельности и историко-культурного наследия Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры,
+7 (3467) 35-02-28, GrigorenkoEM@admhmao.ru
Кураторы Фестиваля:
Колосова Вера Валентиновна — куратор международного конкурса мастерства, лабораторий искусства, выставочно-ярмарочных мероприятий, E-mail: vera-classic75@mail.ru Тел: +7 (3467) 32-22-06;
Бабина Елена Алексеевна — куратор научно-практической конференции, научно-практического семинара, мастер-классам по добровольчеству (волонтерству), E-mail: babinaea88@mail.ru Тел: +7 (3467) 32-22-06;
Веселова Александра Сергеевна — куратор выставок, E-mail: c-r_332396@mail.ru Тел: +7 (3467) 33-23-96;
Васильева Вера Васильевна — куратор лабораторий искусства, по работе с волонтерами, телефон: +7 (34676) 25-6-90;
Мари Лео Иоганович — куратор по техническому обеспечению, E-mail: mari.leo.i@mail.ru Тел: +7 (3467) 32-22-06.

Добавить комментарий

Translate » Перевод
Back To Top