skip to Main Content
Легко ли быть шаманом?

Легко ли быть шаманом?

Легко ли быть шаманом?

Шаманы по-прежнему пользуются определённой популярностью среди северных народов. Правда, в наше время таких людей очень мало: обширный «институт» шаманства был уничтожен в эпоху сталинских репрессий. А раньше их действительно было много. Шаманы были предсказателями, целителями, посредниками между людьми и сверхъестественными существами, а также искусными поэтами, артистами, фокусниками, знатоками явлений природы. Это был, можно сказать, целый класс северной интеллигенции.

Конечно, записаться в шаманы было непросто. Для этого надо было обладать целым набором особых качеств, в том числе анатомических: родимое пятно особой формы, сросшиеся пальцы и другие «знаки» на теле ребёнка указывали, что человек это не простой, предназначенный к высшему служению. Кандидат в шаманы должен был иметь отличную память и интуицию, уметь замечать то, чего не видят другие. Приветствовались также поэтическое мастерство, музыкальный слух, умение жонглировать и т. д. Наконец, хороший шаман обязательно владеет приёмами гипноза. Определить, кому суждено быть шаманом, а кому не суждено, могли только шаманы. Смысл жёстких правил отбора шаманов понятен: если в них будут записывать всех подряд, то некому будет работать и всё поселение погибнет от голода и холода. Поэтому сколь много бы шаманов ни было, они всегда должны были составлять привилегированное меньшинство, которому позволено вести иной образ жизни, далёкий от повседневных забот. Считалось также, что шаманские способности могут передаваться по наследству.

Ненецкие шаманы
Для примера можно рассмотреть, как была устроена шаманская система у ненцев. Все ненецкие шаманы – тадебя — делились на непосвящённых («мал тадебя») и посвящённых («тадебя си’мя»). Непосвящённые – это низшая группа, таких шаманов было больше всех. Их способности и авторитет были ниже, обычно они считались учениками старших (посвящённых) шаманов. Среди непосвящённых были предсказатели судьбы, толкователи снов, врачеватели, прорицатели. У таких шаманов не было бубна; зато им дозволялось заниматься хозяйственной деятельностью, в отличие от старших тадебя.

Шаманов «си’мя» было гораздо меньше. Жить они предпочитали в уединении. Это были наиболее авторитетные и могущественные колдуны. Они должны были не только знать явления природы, но и объяснять их сущность. Это были мудрецы, которые должны были передавать свои знания другим. Си’мя были учителями, чудотворцами, общались с богами и передавали людям их повеления. Бубен у старшего шамана уже был, однако без подвесок. Подвески приобретались постепенно, по мере роста способностей и авторитета шамана. Ведь в них заключалась огромная сила, которую неопытный тадебя просто не смог бы удержать, от её всплеска он мог даже погибнуть.

Во время камлания шаман должен входить в транс. Средства для этого использовались элементарные: прежде всего – мухоморы, обладающие сильным наркотическим эффектом. Мухоморы заранее собирались и приготавливались – их нужно было нарезать на мелкие кусочки и высушить. Для усиления эффекта мухоморы иногда жевались с табаком и небольшим количеством воды. Конечно, шаман должен был не только сам войти в изменённое состояние сознания, но и воздействовать на публику, убедить её, что он действительно связывается с «иным миром». А чтобы держать народ в постоянном изумлении и страхе, знания шаманы должны были хранить в строжайшем секрете. Так что шаманство – это ещё и система власти: авторитетные «колдуны» легко могли заставить народ делать всё, что они хотят.

Однако и в наше время шаманы существуют не только как «часть национальной культуры», определённая часть населения продолжает верить в их сверхъестественные способности. Хотя что тут удивительного? Ведь даже в Москве услугами «профессиональных ведьм», целителей и эзотериков пользуется немалое количество людей. Шаманам северные жители доверяют иногда больше, чем врачам. Хотя, как уже говорилось, настоящих шаманов осталось немного, среди них встречаются даже посвящённые.

Добавить комментарий

Translate » Перевод
Back To Top